Вечный двигатель EmDrive: бесконечное путешествие сквозь космос

Мы уже писали большую статью про удивительный двигатель EmDrive — медное ведро, которое не требует никакого топлива и при этом каким-то образом вырабатывает энергию. Двигатель многократно испытали в различных лабораториях и... по-прежнему ничего не поняли. В общем, новый лонгрид с обновленной информацией о невозможном двигателе, который должен быть вечным. Если бы не законы физики.
Вечный двигатель EmDrive: бесконечное путешествие сквозь космос

Первую статью можно прочесть здесь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В научном журнале Американского института аэронавтики и космонавтики вышла статья, посвященная странному и спорному устройству — двигателю EmDrive. По мнению ряда физиков, эта конструкция в принципе не может работать. Это нарушало бы фундаментальный закон природы, сохранение импульса. Другие пытаются найти разумное объяснение того, почему EmDrive все-таки работает, или хотя бы надежные доказательства его работоспособности. Их привлекает зыбкая, но грандиозная цель — двигатель, способный превращать электричество в тягу без топлива или реактивной струи. Или же — окончательное закрытие многолетнего спора.

Невозможный двигатель EmDrive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Научная публикация может стать важным шагом в истории «невозможного» двигателя. Несмотря на наличие десятков экспериментальных проверок, их результаты не были опубликованы в рецензируемых журналах. Этому мешает отсутствие теоретических основ, объясняющих работу EmDrive. К тому же многие эксперименты нельзя назвать «чистыми» — есть множество факторов, которые могут создать видимость работы двигателя. О них мы еще поговорим, а начнем с других вопросов.

Что это такое?

Это гипотетический двигатель, предложенный британским изобретателем Роджером Шойером. Питаясь электричеством, он (по утверждению Шойера и его не слишком многочисленных сторонников) создает слабую тягу без использования рабочего тела. На этот странный факт указывают и некоторые другие эксперименты. Однако вопиющее нарушение закона сохранения импульса заставляет с особой тщательностью подходить к таким заявлениям — и многие эксперты указывают на ошибки в постановке опытов, которые могли создать иллюзию слабой, но существующей тяги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Устроен чудо-двигатель просто, собрать его может любой энтузиаст, осиливший управление паяльником. Он состоит из двух основных деталей: магнетрона и резонатора. Магнетрон — это вакуумная трубка, используемая для генерации излучения в обычной микроволновке. Она состоит из полого цилиндра-анода и центрального волоска-катода. Под действием напряжения с катода вылетают электроны и начинают двигаться по сложным траекториям внутри цилиндра, испуская микроволны. По волноводу они передаются от магнетрона в резонатор, похожий на медное ведро, закрытое крышкой. Как утверждает изобретатель двигателя Роджер Шойер, тут-то и начинается самое интересное.

Невозможный двигатель EmDrive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам Шойера, главная фишка EmDrive — это форма резонатора. Изобретатель предполагает, что из-за разницы в диаметре передней и задней стенок (как у дна ведра и его крышки) на них действуют разные по величине силы, вызванные стоячей электромагнитной волной в резонаторе. Их равнодействующая и толкает двигатель вперед, создавая тягу, которая направлена в сторону «дна». Впоследствии, после нескольких спорящих с этой идеей сообщений, Шойер уточнил, что реальный механизм несколько сложнее и может быть связан с проявлением эффектов специальной теории относительности (СТО).

Что с ним не так?

В самом деле, если взглянуть на первое объяснение механизма работы двигателя, то окажется, что оно напоминает историю барона Мюнхгаузена, вытащившего себя и коня из болота за волосы. EmDrive — замкнутая система, которая ничего не выбрасывает в окружающее пространство. Такой объект не может увеличивать свой импульс без внешних воздействий, как и Мюнхгаузен не мог увеличить свой, как бы сильно он ни тянул. Сторонники двигателя парируют эти аргументы тем, что можно допустить отталкивание резонатора от вакуумного состояния или же привлечь к объяснению СТО. Однако физики неоднократно отмечали грубость таких оценок или отсутствие в них физического смысла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Двигатель Аппарат Тяга Принцип работы
Ионный
двигатель
Dawn (3 шт.
на борту)
0,030 Н Рабочее тело: ионизированный ксенон
Фотонный
двигатель
Прототип
Y.K. Bae Corp
0,035 Н Рабочее тело: фотоны
500-киловаттного лазера
Солнечный
парус
IKAROS 0,002 Н Давление частиц
солнечного ветра
Жидкостный
ракетный
двигатель
ЖРД F-1 (5 шт.
на 1-й ступени
РН Saturn V)
6 700 000 Н Топливная пара:
керосин, кислород
EmDrive* От 0,00002
до 0,4 Н*
Источник тяги (если она есть)
неизвестен
* По разным данным, до сих пор не подтверждено.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но все-таки суть заявлений Шойера состояла не столько в теоретических описаниях, сколько в том, что он якобы зафиксировал реальную тягу от двигателя. На своем сайте исследователь указывает величину тяги примерно в 200−230 мН/кВт — больше, чем у ионных двигателей, которые толкают космические аппараты, выбрасывая ускоренные в электрическом поле заряженные частицы.

Решив, что объяснять эту тягу — дело теоретиков, несколько групп экспериментаторов проверили EmDrive в своих лабораториях. Такую работу проделали исследователи из китайского Северо-Западного политехнического университета и Технического университета Дрездена. Недавно к ним присоединились и авторы статьи, вышедшей в Journal of Propulsion and Power, исследователи из подразделения NASA Eagleworks, которые традиционно занимаются наиболее спорными и «футуристическими» проектами агентства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Невозможный двигатель EmDrive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть, но маленькая?

Первые тесты дали вроде бы обнадеживающие результаты: на включенное устройство действовала некая сила. Однако ее значение оказалось намного меньше, чем предсказанная Шойером величина, причем чем аккуратнее был поставлен эксперимент, тем меньшая регистрировалась тяга. Но ведь дело в принципе: откуда она может вообще браться? Если не рассматривать путаных объяснений Шойера, то можно выделить несколько побочных процессов, которые теоретически могут обеспечить тягу. Это могут быть потоки воздуха, связанные с нагревом двигателя, или тепловое расширение самой экспериментальной установки. Слабую силу способно создавать отталкивание от зарядов, «оседающих» на стенах тестовой камеры, или взаимодействие EmDrive с магнитными полями проводов, или давление излучения, покидающего резонатор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С потоками воздуха бороться проще всего — достаточно проводить испытания в вакууме. Такие тесты были проделаны учеными из Дрездена, которые обнаружили тягу на уровне всего 0,02−0,03 мН/кВт — на пределе погрешности измерений. Кроме того, физики отметили, что использовали резонатор (то самое медное «ведро») с невысокой добротностью. Излучение быстро покидало его, увеличивая шансы на вклад других побочных процессов. Сотрудники NASA Eagleworks получили немного бóльшие цифры — 1,2±0,1 мН/кВт. При этом они утверждают, что отследили все возможные источники побочных процессов.

Невозможный двигатель EmDrive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это много или мало?

Строго говоря, миллиньютон (мН) — это меньше, чем вес одной песчинки сахара. Но если говорить о реактивном полете в космосе, то даже тяга 1 мН, непрерывно действуя на протяжении нескольких лет, позволяет разогнать 100-килограммовый аппарат до приличных скоростей.

Можно подсчитать, что за десять лет такой зонд разгонится на 3 км/с и (с учетом стартовой второй космической скорости) преодолеет порядка 3,5 млрд км. Но если мы оценим тягу на уровне, который обещает Шойер (200 мН/кВт), то получим ускорение уже до 600 км/с и дистанцию в 660 астрономических единиц — расстояний от Солнца до Земли.

Так — слабо, но очень долго и экономно расходуя рабочее тело — действуют ионные и фотонные двигатели. Первые «выстреливают» в пространство заряженными ионами, разогнанными до десятков километров в секунду. Их тяга может достигать 60 мН/кВт, однако они требуют использовать рабочее тело — обычно запас инертного газа. К примеру, аппарат Dawn, который недавно завершил основную миссию по исследованию Цереры, был вынужден взять на борт 425 кг ксенона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Невозможный двигатель EmDrive

Фотонные двигатели обладают несравненно меньшей тягой, порядка нескольких микроньютонов на киловатт мощности лазерного излучения. Источником тяги в них выступает импульс фотонов, вылетающих в космическое пространство. Зато фотонные двигатели не требуют брать с собой ни топлива, ни рабочего тела.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В самом конце 2016 года Китайская академия космических технологий (CAST) сообщила, что уже несколько лет проводит собственные исследования потенциальных возможностей EmDrive и его применения. По словам одного из руководителей CAST Чэня Юэ, организация провела собственные, «многолетние и многократно повторенные» эксперименты, подтвердившие наличие у EmDrive тяги. Использованный в Китае прототип создавал всего несколько миллиньютонов, но в ближайшее время будут разработаны новые конструкции, рассчитанные на 100 мН и больше. Возможно, они будут испытаны уже на орбите.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нельзя забывать о пассивных двигателях, не требующих ни электроэнергии, ни топлива для своей работы, — о солнечных парусах. Тяга, которую они развивают, определяется площадью паруса и расстоянием до Солнца. Около Земли 1 м² отражающего материала будет развивать тягу в 0,1 мН. Суммарная тяга японского экспериментального аппарата IKAROS с парусом в 200 м² достигала как раз 2 мН. Для понимания масштаба добавим, что тяга двигателей сверхтяжелой ракеты Saturn V, отправлявшей астронавтов на Луну, составляла 34 000 000 Н.

Может, они ошибаются?

Публикация работы в рецензируемом научном журнале означает, что статья прошла проверку несколькими независимыми экспертами в соответствующей области. Эта процедура поддерживает достаточно высокий уровень статей, но даже она не позволяет избежать ошибок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Невозможный двигатель EmDrive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно вспомнить, как в 2014 году международная коллаборация BICEP опубликовала результаты своих многолетних исследований в одном из самых престижных научных журналов Physical Review Letters. Ученые утверждали, что обнаружили следы гравитационных волн при изучении реликтового излучения. Однако эта трактовка была неверной, и сенсационные результаты оказались влиянием галактической пыли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Журнал, в котором команда Eagleworks опубликовала свою работу, может похвастаться в семь раз меньшим индексом цитирования, чем Physical Review Letters. Поэтому существует даже мнение о том, что процедура рецензирования в нем не столь строга и могла пропустить работу, несмотря на огрехи. Стоит отметить, что и само подразделение NASA Eagleworks — совсем небольшая лаборатория с финансированием на уровне $50 000 в год. Этого с трудом может хватить на выполнение высокоточного исследования и покупку нужного оборудования.

Невозможный двигатель EmDrive
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работает — и ладно?

Если б стопроцентные доказательства работоспособности EmDrive существовали, они потребовали бы серьезной работы теоретиков. Но пока отсутствие объяснения — незыблемая скала, о которую разбиваются все доводы слишком больших энтузиастов «невозможного двигателя». Оно даже стало аргументом для отказа в публикации ранних статей в серьезных научных журналах.

Люди попроще любят замечать, что «работает и ладно, не обязательно же знать как». Однако такой подход может привести к неожиданным проблемам в долгосрочных космических миссиях. Например, если работа двигателя связана с магнитным полем, то он может непредсказуемо повести себя среди магнитных полей открытого космоса. Никому не нужно, чтоб аппарат потерял свой единственный источник тяги где-нибудь на полпути к Марсу или далеким объектам пояса Койпера. Так что к классическому требованию предъявить надежные доказательства обязательно должно прилагаться и требование объяснить все происходящее в двигателе — но пока создатели EmDrive не могут показать ни того, ни другого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно проследить, зачем профессиональные ученые работают с такими сомнительными проектами. С одной стороны, открытие реальной тяги в EmDrive может указать на принципиально новые эффекты и долгожданную «новую физику» за границами существующих моделей. С другой стороны, «закрыв» тягу невозможного двигателя, ученые смогут наконец разрешить давно надоевший всем спор. А по пути — создать новые сверхточные методы для исследования сверхмалых сил.

Waler Kryukov
Waler Kryukov 19 Августа 2021, 21:23
Предлагается движитель для космических аппаратов "Активный парус" с тягой десятки и сотни тонн, способный обеспечить старт аппарата с поверхности планеты. Ресурс работы равен ресурсу работы энергетической установки, при использовании ядерного реактора, при возможности замены ТВЭЛ во время полета, ресурс работы двигателя практически неисчерпаем. Справка в поисковике "Активный парус" есть полное описание с эскизами основных узлов, математическое обоснование и элементарная модель, показывающая эффективность работы.
Waler Kryukov
Waler Kryukov 19 Августа 2021, 21:15
Предлагается движитель для космических аппаратов "Активный парус", тяга которого составляет десятки и сотни тонн. Есть полное описание и эскизы основных узлов аппарата, есть математическое обоснование и простейшая модель, подтверждающая эффективность работы. Проще простого набрать в поисковике "Активный парус", есть полное описание.
ensilag
ensilag 18 Сентября 2018, 00:45
Разведывательный автоматический инерцоидный космолёт ИК-10 массой 2,5 тонны, оснащённый квадроинерцоидными безопорными движителями при путешествии к Альфа Центавра первую половину пути может совершать с ускорением a = 10·g, где g= 9,8 м/с2, а вторую половину пути с таким же по величине с замедлением, всего за 237,75 земных суток и достигает на средине пути скорости 2012879 км/с. Что в 6,71 превышает скорость света. Запреты СТО – специальной теории относительности А.Эйнштейна на безопорное движение не распространяются, так как оно совершается без затрат энергии. При этом мощность движения (даровая мощность) оказывается равной произведению силы тяги на скорость движения 245000 Н · 2012879036 м/с = 4,93155 · 10 в 11 степени кВт, а мощность на преодоления трения в подшипниках квадроинерцоидов, т.е. мощность электродвигателей привода в действие квадроинерцоидов, всего лишь 6 кВт. Таким образом, даровая мощность оказывается в 80 млн. раз больше затрачиваемой мощности электродвигателями. Время, затраченное на путешествие в одну сторону: T = 237,75 · 2 : 365 = 1,3 года (!). При учёте времени путешествия от одной планеты к другой в избранной звёздной системе Альфа равном 0,4 года общее время путешествие туда и обратно оказывается равным всего 3 года, что не так уж и много.
ensilag
ensilag 17 Сентября 2018, 22:32
Поскольку Двигатель EmDrive якобы создаёт свободную силу (тягу) всего лишь в несколько миллиграмм то это означает, что он её не создаёт вовсе. Изобретатель этого двигателя желаемое выдают за действительное. То чего он намеревается достигнуть мной – физическим лицом уже достигнуто, причём с наилучшими результатами. Мной изобретён инерцоид (квадроинерцоид, поликвадроинерцоид) только потому, что мне удалось cделать фундаментальное научное открытие, определившее его устройство и принцип действия. Об этом сообщается в интернете (см. в яндексе Квадроинерцоид А.П.Колпакова). Gоликвадроинерцоид создаёт тягу 200 тонн силы. Поэтому его не надо отправлять в космос, чтобы в этом убедиться. Но самым важным в моём изобретении является то, что для получения этой тяги не требуется энергия. Тяга (однонаправленная сила инерции) создаётся без затрат на неё энергии(!). Должно быть многим известно из КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ получение сил инерции всегда и везде происходит без расхода энергии – даром и без нарушения законов физики. Это подтверждено мной опытной проверкой на демонстраторе квадроинерцоида. Глупо думать, что законы физики кем-то могут быть нарушены. Ещё большей глупостью является неоправданные усилия выжимать миллиньютоны тяги из двигателя EmDrive – мышиная возня. Берите и пользуйтесь квадроинерцоидом.Тяга 2,0 тонны силы более чем достаточная для того чтобы приводить в движение легковой автомобиль без использования топлива и вредных выбросов с абсолютной проходимостью.
Михаил null
Михаил null 27 Августа 2021, 14:34
Вызывайте санитаров. Это уже клиника)
Михаил null
Михаил null 27 Августа 2021, 14:33
Вызывайте санитаров. Это уже клиника.
Юрий Данилов
Юрий Данилов 22 Августа 2021, 20:40
Что же вы не предлагаете свое изобретение Роскосмосу ? Сделали бы действующий макет , показали бы на практике. Я вам помогу.
Иван Касьянов
Иван Касьянов 18 Октября 2017, 22:35
Написано завлекательно и литературно приятственно. Но вот с арифметикой автор не дружит от слова совсем. Маленький пример - то тяга солнечного паруса - 0,1 мН на метр квадратный, то парус в 200 квадратов дает всего 2 мН ну и до и после таких ляпов по три штуки на абзац.
AND.rew
AND.rew 05 Июня 2017, 23:46
Чего копья-то ломают ? Сделали бы рабочий макет , да запустили б на орбиту. Делов-то !
Alex Isakov
Alex Isakov 10 Мая 2017, 23:29
"А много ль корова даёт молока? - Не выдоишь за день - устанет рука" Сергей Михалков EmDrive ждёт участь печально известной " Гравицапы", запущенной в космос специалистами забывших третий закон Ньютона.