Авиастроение в Польше всегда было развито неплохо. Сегодня оно несколько «ослабло» в сравнении с серединой XX века, но всё-таки существует и, более того, снова набирает силу. Итак, краткий гид по польской авиации!
7 польских производителей самолётов

Ekolot (Корчина). Небольшая фирма, строящая малые самолёты для аэробатики и просто частных полётов — как в собранном виде, так и в форме кит-комплектов. Основана в 1995 году, работает с композитными материалами. В гамме — два двухместных самолёт и один ультралёгкий мотопланер. На снимке — более серьёзная модель Ekolot KR-030 Topaz.

Фото

Margański & Mysłowski (Бельско-Бяла). Основанный Эдуардом Марганским в 1986 году завод стал первым частным авиастроительным производством в Польше — в 1980-е курс партии уже начал постепенно склоняться к капиталистической модели. Компания существует до сих пор и производит в первую очередь планеры, в том числе — моторизированные. Но на снимке — не планер, а самолёт, единственный в гамме компании и потрясающе красивый, EM-11C Orca.

Фото

Aero (Варшава). Компания с самым банальным из всех возможных названием основана в 1994 году Томашем Антоневским и производит две модели лёгких спортивных самолётов — AT-3R100 и AT-4 LSA. Заметим, что в отличие от большинства аналогов, фюзеляжи Aero не из композитных материалов, а металлические. На снимке — двухместный Aero AT-4 LSA.

Фото

Celier (Пётркув-Трыбунальский). Эта фирма была основана Рафаэлем Селье в 1993 году во Франции, но в 2006-м по экономическим соображениям он перевёз производство в Польшу, в небольшой городок Пётркув-Трыбунальский. Специализируется Celier не на самолётах, а на автожирах. На снимке — лёгкий автожир Celier Xenon 4; эта модель производится в четырёх различных модификациях и используется даже польской полицией.

Фото

Aero-Service (Варшава). Компания основана в 1999 году Яцеком Скопинским и строит сверхлёгкие самолёты в собранном состоянии (опции кит-комплекта нет), а также электробайки, лодки, станки и прочую мелкую технику. Самолётов в гамме два — Panda и Puma (на снимке — Panda), хотя в принципе авиационное направление — не основное в деятельности компании, на лодках делаются большие деньги.

Фото

PZL Mielec (Мелец). Компания-наследник знаменитого польского завода PZL (Państwowe Zakłady Lotnicze). В 1998 году бренд был полностью переформирован, а аббревиатура сменила расшифровку на Polskie Zakłady Lotnicze. Ещё спустя 9 лет PZL была выкуплена Sikorsky Aircraft Corporation, но исторический бренд, существующий с середины 1930-х, был сохранён. Основное современное назначение завода — европейская база для производства вертолёта Sikorsky S-70 Black Haw, но также PZL строит три собственных самолёта универсального назначения. На снимке — малый транспортник PZL M28 (предлагается в нескольких десятках версий).

Фото

PZL-Świdnik (Свидник). Несмотря на совпадение названия, эта компания не имеет к предыдущей никакого отношения. Изначально она называлась WSK-Świdnik (с 1951-го), затем была переименована в PZL-Świdnik и специализировалась на производстве вертолётов. Кроме того, она производила мотоциклы под брендом WSK. В 2010-м компанию выкупил итальянский вертолётный гигант AgustaWestland, и сегодня она производит две коммерческих и три военных модели вертолётов. На снимке — военно-транспортный вертолёт PZL AW149.

Фото