Многие были в кинотеатрах IMAX, но не все знаю, что это, собственно, означает. Аббревиатура IMAX родилась из сложения двух английских слов — Image Maximum, что означает просто «самая большая картинка». Строгого определения у технологии IMAX нет: по сути это просто самая большая, самая яркая и самая детальная проекция, которую только можно создать в кинотеатре при существующем уровне технологий.
Как устроены кинотеатры IMAX?

Из пленки в цифру

Все начиналось с пленки, когда четыре канадских предпринимателя обнаружили одно австралийское изобретение — способ прокрутки пленки «бегущей петлей». После экспериментов с количеством экранов и проекторов остановились на варианте 1:1, решив, что он создает самое сильное зрительное впечатление. Чтобы увеличить эффективный размер экрана, сделали собственную, широкую пленку — 70 мм и 15 участков перфорации вместо обычной 35 мм x 5 прорезей. В начале двухтысячных пленку вытеснила цифра, и IMAX-ам пришлось следовать за прогрессом. Для консерваторов-фанатов пленки остались редкие кинотеатры: в России нет ни одного. Фильм на пленке — дорогое удовольствие для прокатчика: 1 катушка с фильмом стоит около 20 тысяч долларов, а цена некоторых фильмов — таких длинных и масштабных, как «Аватар», могла быть и до сотни тысяч. Кассета-носитель DCP, которая пришла на смену пленке, стоила гораздо дешевле, а сейчас физические носители исчезли вовсе, и кинотеатр просто скачивает лицензионную цифровую копию фильма с сервера студии.

Кадр из фильма Если бы не цифровые технологии, кинотеатрам пришлось бы заплатить 100 000 долларов за прокатную копию

Однако в Голливуде еще работают режиссеры, искренне преданные пленке. Самый известный (и упрямый) из них — Кристофер Нолан, создатель фильмов о Бэтмэне и космической драмы «Интерстеллар». Все свои фильмы он снимает на настоящую пленку, хотя в большинстве кинотеатров прокручивается все-таки оцифрованная версия. Одной из последних «пленочных» картин XXI века могут стать его новый исторический фильм «Дюнкерк», а также новый эпизод саги о далекой-далекой галактике «Изгой-один: Звёздные войны. Истории».

Как это работает

Проекторов в каждом цифровом кинотеатре IMAX теперь два; оба они показывают один и тот же фильм, и записи ничем не различаются между собой. — если, конечно, речь не идет о 3D-версии. В этом случае проекторы работают с ортогональными поляризационными фильтрами, каждый из которых пропускает только ту часть световых волн, поляризация которой соответствует поляризации фильтра. Такие же фильтры находятся и в стеклах очков, которые вы надеваете, собираясь посмотреть трехмерное кино. Каждый глаз зрителя видит только одну, правильно поляризованную, часть световых волн, и это позволяет обмануть зрительную кору, заставив ее поверить в трехмерность изображения.

Если на экране не 3D, второй проектор нужен для того, чтобы второй проектор компенсировал возможные промахи в работе первого, а еще — чтобы изображение во всех частях экрана было одинаково ярким и четким. Между проекторами устанавливают камеру. Во время сеанса она отправляет запись прямо на центральный пункт управления (их тоже два, в Канаде и в Китае). Компьютер анализирует данные камеры и проверяет, соответствует ли яркость изображения и громкость звука требованиям, предъявленным к фильму. Режиссер может быть спокоен: абсолютно все зрители IMAX увидят фильм в таком цвете и на такой громкости, которую он сам выбрал и утвердил. Место киномеханика занял оператор компьютера, с которого запускается показ. Этот человек должен уметь настроить сеть, включить и выключить проекторы, исправить ошибки. Кинозал IMAX Если громко крикнуть в кинотеатре IMAX, эха не будет: большой зал специально устроен так, чтобы звук не резонировал, а распространялся только там, куда его направляют динамики. В отличие от системы Dolby Surround, в IMAX зритель не может различить, из какого динамика доносятся басы, а из какого — голос. Тем не менее ощущение направленного звука в IMAX есть.
Создатели технологий не забыли и о том, что любая передача данных — это потенциальная уязвимость. Поэтому камера и канал, по которому она передает запись, надежно защищена: если кто-нибудь попытается направить передачу на посторонний компьютер, показ мгновенно прервется, а отчет о нарушении поступит на ЦПУ.

Где в кинозале IMAX лучшее кресло?

Есть одна хитрость: чтобы найти идеальное место для просмотра, нужно мысленно спроецировать экран на плоскость пола в кинозале. В центре проекции верхней границы экрана и будет находиться то место, с которого, как принято считать, лучше всего смотреть кино. Однако разница между качеством изображения для зрителя, который расположился в «идеальной» точке и для других посетителей сеанса совсем невелика. Два проектора в IMAX дают абсолютно идентичное изображение (если только фильм не в 3D) Два проектора в IMAX дают абсолютно идентичное изображение (если только фильм не в 3D)
Технология 3D накладывает некоторые ограничения на расположение зрителей в зале. Для того, чтобы создать эффект трехмерного изображения, нужно правильно поляризовать свет, попадающий на сетчатку глаза. Некоторые углы обзора не позволяют это сделать, поэтому если фильм показывают в 3D, кинотеатр изымает из продажи билеты на места по краям зала ближе к экрану: там трехмерного изображения все равно не увидеть.

Что в афише?

Иногда для показа на экранах IMAX показывают старые фильмы — «Волшебника страны Оз» 1939 года и «Лучшего стрелка» 1986-го: их специально адаптируют под широкий экран, чтобы зрители могли увидеть любимые картины в новом качестве. Новых фильмов для IMAX снимают не так много — всего около 50 в год. Компания IMAX работает с космическими агентствами: вместе они сделали уже 9 удивительной красоты документальных фильмов о том, что находится за пределами Земли. Русскому зрителю наверняка знакомы фильмы с фотографиями телескопа «Хаббл». Самой популярной из «космических» документальных лент стал фильм «Космическая станция в 3D», в съемках которого принимали участие NASA и российские космонавты.