Асимметричный ледокол оказался в чем-то лучше традиционных «крушителей льда».
«Балтика»: удивительный ледокол, который ходит боком

Корабелы любят порассуждать о том, что их область машиностроения одна из самых консервативных. Однако со стороны все кажется наоборот — каких только кораблей не бывает: катамараны, тримараны, на подводных крыльях, на воздушной подушке, с парусным вооружением, с навесными двигателями. Даже экранопланы, и те относятся к кораблям. Поэтому слова директора по продажам финской компании Aker Arctic Арто Уускаллио о том, что в судостроении исповедуется консервативное мышление и трудно доказать преимущества инновационного подхода, не вызвали в нас должного отклика. Правда, говорил Арто не просто о кораблях, а о ледоколах, необычных судах, у которых многое не так, как у собратьев. Например, они одинаково хорошо ходят как носом, так и кормой вперед, причем самые мощные льды проходят как раз кормой. В мире всего две компании с мощной исследовательской базой, которые придумывают и разрабатывают новые ледокольные концепции: питерский «Крыловский государственный научный центр» и финская компания Aker Arctic. Но именно у финнов в 1996 году возникла идея нового ледокола, способного работать носом или кормой вперед, а также под углом к диаметральной плоскости. Идея была протестирована с помощью обычного ледокола, который тянули лагом. Результаты испытаний оказались положительными, и в конце 1996 года была разработана новая треугольная форма корпуса. А в 1997 году идея ледокола, оперирующего под углом, выиграла приз за инновацию от норвежского гиганта Kvaerner, который, кстати, делал морскую платформу для космического проекта «Морской старт».

Треугольный ледокол

Однако проект встал — заказов на треугольный ледокол не было. Скандинавы доработали идею: в 2002 году они решили применить асимметричную форму корпуса не только для ломки льда, но и для борьбы с разливами нефти и проведения аварийно-спасательных операций на море. Для ломки льда был приспособлен левый выпуклый борт, плоский правый предназначался для сбора нефти. Новому ледоколу не имело значения, в какую сторону плыть, — для него были спроектированы три асимметрично расположенные поворотные винторулевые колонки, одна из которых располагалась в носу. Получилось многофункциональное аварийно-спасательное ледокольное судно, но и оно было никому не нужно.

Но тут, на счастье финнов, начали обостряться наши отношения с Прибалтикой, и российским правительством было принято решение о перенаправлении грузопотоков из прибалтийских портов в российские — в частности, в Приморск — самый современный на Балтике морской торговый порт, способный принимать суда водоизмещением до 150 000 т с максимальной осадкой, которые могут заходить из океана в Балтийское море. (Ввиду ограниченных глубин в Датских проливах супертанкеры не могут заходить в Балтику.) Этот вариант хорош всем, за исключением одного: Приморск располагается значительно севернее прибалтийских портов, и его акваторию необходимо в зимнее время расчищать ото льда. При ледовой проводке танкеров в порт нужен канал шириной порядка 50 м, для чего требуется два традиционных ледокола. Тут-то и пригодилась финская идея — несимметричный ледокол мог прокладывать каналы шириной 50 м за один проход, двигаясь «бортом вперед». В октябре 2011 года между Агентством морского и речного транспорта России, калининградским Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь» и финской Arctech Helsinki Shipyard был подписан контракт, а весной 2014 года на воду спущен первый в мире асимметричный ледокол, получивший название «Балтика».

На все руки мастер

«Балтика» не специализированный ледокол, а многофункциональное судно, способное и пожар тушить, и нефть собирать после аварийных разливов, спасать и людей, и корабли. На судне имеется штатная встроенная система щеточных коллекторов, при помощи которых нефть отделяется от воды. Вертикальный борт судна работает в качестве очищающего шлагбаума, который направляет нефтесодержащие воды на судно через лацпорт. Нефть собирают в сборные танки, а очищенные воды откачивают обратно в море. На судне есть вертолетная площадка для эвакуационных работ, оборудование для тушения пожаров и буксировки. Благодаря трем поворотным винторулевым колонкам «Балтика» обладает уникальной маневренностью и в качестве портового буксира может дать сто очков вперед традиционным буксирам. Ну а лед в портовой акватории она очищает не хуже заправского дворника. Как говорит Игорь Зубаков, руководящий проектом строительства «Балтики» на заводе «Янтарь», судно способно двигаться как угодно: вперед, назад, лагом под углом 90°. Испытания показали, что наиболее оптимален вариант, когда «Балтика» разворачивает корпус под 30−40° от курса и движется кормой вперед. На тонком льду, до полуметра, судно спокойно разворачивается на месте и ломает лед носом. Как говорит Игорь Зубаков, асимметричный корпус значительно расширил его возможности. Например, судно способно развернуться на месте, хотя «по классике» ледоколы разворачиваются «звездой».

По сути, семимегаваттная «Балтика», спроектированная под Балтийское море, оказалась пробным шаром нового дизайна ледокола. И довольно удачным. Сейчас компания Aker Arctic активно предлагает потенциальным заказчикам несимметричный мощный 25-мегаваттный ледокол уже для работы в Арктике. Вполне возможно, что и он получит прописку в нашей стране. Таких мощных льдов, как у нас, еще поискать надо.

Статья «Вышел боком» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2016).