«Балтика»: удивительный ледокол, который ходит боком

Асимметричный ледокол оказался в чем-то лучше традиционных «крушителей льда».
«Балтика»: удивительный ледокол, который ходит боком

Корабелы любят порассуждать о том, что их область машиностроения одна из самых консервативных. Однако со стороны все кажется наоборот — каких только кораблей не бывает: катамараны, тримараны, на подводных крыльях, на воздушной подушке, с парусным вооружением, с навесными двигателями. Даже экранопланы, и те относятся к кораблям. Поэтому слова директора по продажам финской компании Aker Arctic Арто Уускаллио о том, что в судостроении исповедуется консервативное мышление и трудно доказать преимущества инновационного подхода, не вызвали в нас должного отклика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, говорил Арто не просто о кораблях, а о ледоколах, необычных судах, у которых многое не так, как у собратьев. Например, они одинаково хорошо ходят как носом, так и кормой вперед, причем самые мощные льды проходят как раз кормой. В мире всего две компании с мощной исследовательской базой, которые придумывают и разрабатывают новые ледокольные концепции: питерский «Крыловский государственный научный центр» и финская компания Aker Arctic. Но именно у финнов в 1996 году возникла идея нового ледокола, способного работать носом или кормой вперед, а также под углом к диаметральной плоскости. Идея была протестирована с помощью обычного ледокола, который тянули лагом. Результаты испытаний оказались положительными, и в конце 1996 года была разработана новая треугольная форма корпуса. А в 1997 году идея ледокола, оперирующего под углом, выиграла приз за инновацию от норвежского гиганта Kvaerner, который, кстати, делал морскую платформу для космического проекта «Морской старт».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Треугольный ледокол

Однако проект встал — заказов на треугольный ледокол не было. Скандинавы доработали идею: в 2002 году они решили применить асимметричную форму корпуса не только для ломки льда, но и для борьбы с разливами нефти и проведения аварийно-спасательных операций на море. Для ломки льда был приспособлен левый выпуклый борт, плоский правый предназначался для сбора нефти. Новому ледоколу не имело значения, в какую сторону плыть, — для него были спроектированы три асимметрично расположенные поворотные винторулевые колонки, одна из которых располагалась в носу. Получилось многофункциональное аварийно-спасательное ледокольное судно, но и оно было никому не нужно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но тут, на счастье финнов, начали обостряться наши отношения с Прибалтикой, и российским правительством было принято решение о перенаправлении грузопотоков из прибалтийских портов в российские — в частности, в Приморск — самый современный на Балтике морской торговый порт, способный принимать суда водоизмещением до 150 000 т с максимальной осадкой, которые могут заходить из океана в Балтийское море. (Ввиду ограниченных глубин в Датских проливах супертанкеры не могут заходить в Балтику.) Этот вариант хорош всем, за исключением одного: Приморск располагается значительно севернее прибалтийских портов, и его акваторию необходимо в зимнее время расчищать ото льда. При ледовой проводке танкеров в порт нужен канал шириной порядка 50 м, для чего требуется два традиционных ледокола. Тут-то и пригодилась финская идея — несимметричный ледокол мог прокладывать каналы шириной 50 м за один проход, двигаясь «бортом вперед». В октябре 2011 года между Агентством морского и речного транспорта России, калининградским Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь» и финской Arctech Helsinki Shipyard был подписан контракт, а весной 2014 года на воду спущен первый в мире асимметричный ледокол, получивший название «Балтика».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На все четыре стороны
На все четыре стороны
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На все руки мастер

«Балтика» не специализированный ледокол, а многофункциональное судно, способное и пожар тушить, и нефть собирать после аварийных разливов, спасать и людей, и корабли. На судне имеется штатная встроенная система щеточных коллекторов, при помощи которых нефть отделяется от воды. Вертикальный борт судна работает в качестве очищающего шлагбаума, который направляет нефтесодержащие воды на судно через лацпорт. Нефть собирают в сборные танки, а очищенные воды откачивают обратно в море. На судне есть вертолетная площадка для эвакуационных работ, оборудование для тушения пожаров и буксировки. Благодаря трем поворотным винторулевым колонкам «Балтика» обладает уникальной маневренностью и в качестве портового буксира может дать сто очков вперед традиционным буксирам. Ну а лед в портовой акватории она очищает не хуже заправского дворника. Как говорит Игорь Зубаков, руководящий проектом строительства «Балтики» на заводе «Янтарь», судно способно двигаться как угодно: вперед, назад, лагом под углом 90°. Испытания показали, что наиболее оптимален вариант, когда «Балтика» разворачивает корпус под 30−40° от курса и движется кормой вперед. На тонком льду, до полуметра, судно спокойно разворачивается на месте и ломает лед носом. Как говорит Игорь Зубаков, асимметричный корпус значительно расширил его возможности. Например, судно способно развернуться на месте, хотя «по классике» ледоколы разворачиваются «звездой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сути, семимегаваттная «Балтика», спроектированная под Балтийское море, оказалась пробным шаром нового дизайна ледокола. И довольно удачным. Сейчас компания Aker Arctic активно предлагает потенциальным заказчикам несимметричный мощный 25-мегаваттный ледокол уже для работы в Арктике. Вполне возможно, что и он получит прописку в нашей стране. Таких мощных льдов, как у нас, еще поискать надо.