Большой адронный коллайдер — это огромное подземное сооружение, обслуживать которое необходимо с особой тщательностью. Для этого ЦЕРН создал TIM’а, маленького монорельсового робота-инспектора, следящего за состоянием туннеля БАК.
TIM: робот-инспектор Большого адронного коллайдера

Большой адронный коллайдер ЦЕРН является крупнейшим в мире ускорителем элементарных частиц и может похвастаться тем, что длина его подземного туннеля составляет 27,3 км. Разумеется, такое внушительное сооружение требует постоянного ухода и проведения диагностики всех систем, не говоря уже о банальной уборке. Именно для этих целей ЦЕРН и создал TIM — робота-инспектора, чья задача состоит в проведении мониторинга обширной туннельной системы в режиме реального времени.

TIM (Train Inspection Monorail), как нетрудно догадаться из его названия, осуществляет инспекцию во время того, как объезжает весь БАК по монорельсовой дороге, проложенной по потолку. Первоначально этот монорельсовый путь был установлен, когда туннель БАК был еще туннелем Большого электрон-позитивного коллайдера (LEP), который занимал это подземное пространство 11 лет (с 1989 по 2000 годы) и был демонтирован в 2001 году после завершения серии экспериментов. Вот как монорельс выглядел в те дни, когда использовался для перевозки грузов и сотрудников LEP:

TIM проезжает по туннелю со скоростью 6 км/ч, используя для сканирования набор инструментов для проверки целостности покрытия, измерения температуры и процентного содержания кислорода в туннеле. Кроме того, он может отслеживать уровень излучения и, в случае необходимости, предоставить оператору визуальный и инфракрасный снимок территории. А если и этого недостаточно, то робот может возить с собой множество небольших вагончиков, оснащенных оборудованием для выполнения тех задач, которые самому роботу не под силу.

На самом деле, в настоящее время существует не один, а целых два маленьких TIM’а, готовых по команде из центра выехать на задание.