Как всем известно, космический модуль Скиапарелли, отправленный миссией Европейского космического агентства ExoMars на поверхность Марса, потерпел крушение 19 октября. Расследование обстоятельств произошедшего продолжается до сих пор, но сегодня ЕКА обнародовало новые подробности катастрофы.
Почему упал модуль Скиапарелли: новые подробности

Европейское космическое агентство опубликовало новую информацию о крушении посадочного модуля ExoMars Скиапарелли. Из-за ошибки в расчетах аппарат посчитал, что оказался ниже уровня поверхности Марса, когда на самом деле до земли было еще 3 км.

Расследование ЕКА относительно подробностей аварии еще далеко от завершения, но последнее заявление рисует весьма четкую картину того, что же на самом деле произошло во время неудачной посадки модуля 19 октября. Скиапарелли подготовил к развертке свой парашют на высоте 12 км, двигаясь со скоростью 1730 км/ч. Как и планировалось, теплозащитный экране аппарата отделился, когда модуль достиг высоты 7,8 км. Дальше все пошло не так.

Инерционный измерительный модуль (IMU) Скиапарелли начал расчет вычисления скорости вращения. По какой-то причине, в пиковых расчетах модуль ошибся на одну секунду, после чего послал «поддельную» информацию навигационной системе летательного аппарата, которая в результате этого вычислила отрицательную высоту. Другими словами, система начала считать, что уже опустилась ниже уровня грунта.

Этот роковой просчет вызвал преждевременное высвобождение парашюта и срабатывание тормозных двигателей, а также активацию систем связи с Землей, словно бы аппарат уже достиг поверхности. Все это произошло в то время, когда аппарату оставалось лететь еще 3,7 км, что привело к катастрофическому свободному падению на скорости 300 км/ч.

Обнадеживает то, что ошибку удалось воспроизвести во время компьютерного моделирования, а значит в будущем инженеры внесут необходимые коррективы в аппаратуру модулей. Точная причина просчетов IMU так и не была раскрыта, но если это программный просчет, то в том нет ничего страшного — хуже, если все дело в механических дефектах. ЕКА планирует аналогичную миссию в 2020 году, что оставляет инженерам массу времени для ремонта и апгрейда системы. Полный отчет о расследовании обстоятельств крушения ожидается в начале 2017 года.