Ездить на велосипеде зимой: 5 простых правил, проверенных на личном опыте

Когда меня видят зимой на велосипеде, сразу делают круглые глаза. Так скользко же! Так холодно же! Как ты катаешься? На самом деле катание зимой почти не отличается от катания летом. Велосипед – это круглогодичный вид транспорта, что отлично доказывают жители Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании. А мы почему-то боимся. Итак, несколько правил из моего опыта: как кататься на велосипеде зимой.
Ездить на велосипеде зимой: 5 простых правил, проверенных на личном опыте

1. Так скользко же!

Нет, не скользко. Ровно в той же мере, в какой скользко ходить или ездить на машине. Правила безопасности при езде на велосипеде зимой — точно такие же, никаких отличий. Дело в том, что идущий по льду человек обычно падает или вперёд, или назад, когда скользит опорная нога (напомню, что ходьба — это контролируемое падение). У велосипеда этой проблемы нет — он может упасть только вбок. А это происходит точно при тех же условиях, при каких падает человек или заносит автомобиль. Например, если вы резко повернули прямо на льду. А в остальном резиновые покрышки держат лучше, чем 90% зимней обуви, и вероятность упасть — гораздо меньше, чем у пешехода.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как кататься на велосипеде зимой, и что для этого необходимо

В идеале вам понадобится зимняя резина, если вы ездите каждый день, скажем, на работу. Но в принципе, если ездить аккуратно, просто резина с хорошим сцеплением будет работать.

Как правильно ездить на велосипеде зимой, и чего делать нельзя

Точно нельзя резко поворачивать и — важно! — «перекладывать» велосипед на скорости. Боковые части протектора на снегу, льду и даже просто скользком асфальте почти не держат, точно грохнетесь. Никакая зимняя резина не спасёт.

Также категорически (!) нельзя ездить на «лысой» резине. Собственно, правило, как и для автомобиля.

Фото
Чтобы езда на велосипеде зимой была максимально комфортной и безопасной, первое, что нужно сделать — подобрать подходящие шины. Для зимних поездок подходит велосипед с широкими покрышками — 35 миллиметров и больше. Чем шире покрышки, тем лучше сцепление и меньше вероятность упасть
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хитрости и тонкости езды на велосипеде зимой

Значительно большую опасность, нежели лёд или иная скользкая поверхность, представляет собой неровный слежавшийся снег, промёрзший, с выбоинами и ямками. Даже летом, если ваше колесо боком соскользнёт с бордюра, вы с высокой долей вероятности упадёте. Здесь ж снежный «бордюр» может возникнуть в любом месте. Чтобы безопасно проехать зону неровного наста, нужно просто очень крепко держать руль — его будет вырывать — и двигаться прямо.

2. Так грязно же!

Этот аргумент постоянно приводят, когда я говорю о зимней езде на велосипеде в Скандинавии. Да, в наших городах грязно, ничего не поделаешь. Но, как ни странно, после поездки на велосипеде больше вероятности прийти домой чистым, чем после пешеходной прогулки. Поясню, почему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело в том, что велосипедист не касается ногами земли. Когда все надевают тяжёлые зимние сапоги и ботинки, я езжу в лёгких кроссовках, которые боятся воды. И приезжаю с сухими ногами. При этом я еду по грязи, лужам, слякоти — всё это остаётся на покрышках. Брызги полностью отсекаются крыльями.

Фото
Очень часто во время езды на велосипеде зимой, особенно в регионах, где нет сильных морозов, на кассету и цепь намораживается лед. Чтобы этого не происходило, велосипед должен иметь прочные стальные крылья
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как подготовить себя и велосипед, чтобы ездить зимой

Обязательно позаботьтесь об установке правильных крыльев. Укороченные, спортивные — всё это не подходит для зимней езды на велосипеде. Крылья должны быть полноразмерными и накрывать полностью, до середины высоты, заднее колесо, и максимально далеко вперёд — переднее. Иначе брызги и грязь будут просачиваться. Без крыльев ездить нельзя, будете с головы до ног покрыты коричневой жижей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хитрости и тонкости: Важный фактор, который также нужно учитывать, чтобы правильно и комфортно ездить на велосипеде зимой — это низ штанов. Конечно, можно надевать специальные узкие велоштаны, но если вы едете на работу или просто по делам, то это не очень удобно (нужно носить сменку, переодеваться). Потому что край штанов зимой так или иначе касается педалей, шестерен, передач — и становится грязным буквально за несколько минут. Оптимальный выход — аккуратно закатывать брюки буквально на 2−3 оборота вверх, чтобы их верхний край был выше самой большой шестерни передач. Соответственно, нужны тёплые шерстяные гольфы почти до колена, лучше всего — горнолыжные или для альпинистов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Чтобы кататься на велосипеде зимой, необходимо оборудовать своего «железного коня» большими крыльями или брызговиками — специальными лопатками на конце крыла, которые дают дополнительную защиту от влаги

3. Так холодно же!

Это вообще смешно, если честно. В минус 15 я езжу в рубашке, флисовом свитере и гортексовской ветровке, и мне жарко. Всё просто: езда на велосипеде (особенно зимой), если она не прогулочная, — это довольно приличная работа, спорт. Как бег (бегуны зимой бегают в довольно лёгкой одежде, не правда ли?) или, скажем, лыжи (лыжники тоже на себя пуховики не напяливают). Тело вырабатывает избыточное тепло, даже в такой лёгкой одежде к месту назначения иногда приезжаешь запаренным. Это индивидуально для каждого — нужно рассчитать, в какой комбинации одежды вам будет и не жарко, и не холодно. Но в любом случае эта комбинация будет на порядок легче обычной зимней формы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что необходимо: так, про шерстяные гольфы для зимней езды на велосипеде я уже говорил. Скажу про ветровку — это вещь №1. Не пуховик, не куртка, не свитер, а хорошая дорогая ветровка с Gore-tex или аналогичной мембраной. Подскажу: действительно качественные вещи начинаются где-то от 10 000 рублей. У меня вообще горная штормовая ветровка, через неё никакой ветер не пробивается. Именно хорошая ветровка — это залог того, что вы не замёрзнете на ветру. А что под ней — второй вопрос.

Фото
Gore-tex (читается гортэкс) — это мембранная ткань, которая используется для изготовления специальной одежды и обуви. Такая мембрана совершенно не пропускает воду, отлично защищает от ветра и при этом хорошо отводит пот, то есть, внутрь влагу не пропускает, а вот наружу — легко. Одежда, оснащенная технологией Gore-tex, станет отличным вариантом для езды на велосипеде зимой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ещё категорически необходимы перчатки. Без них даже не думайте кататься на велосипеде зимой. Руки превратятся в два нечувствительных обрубка. В принципе, есть даже шанс получить обморожение. Перчатки тёплые, но не ограничивающие движение пальцев и не мешающие нажимать на тормоз.

Хитрости и тонкости: В штанах есть слабое место — защита внутренней поверхности бедра. Посередине защищает отчасти седло, отчасти нижнее бельё и несколько слоёв ткани штанов (там же молния или пуговицы, в конце концов). А вот на внутреннюю поверхность бёдер набегает ледяной ветер. В идеале для зимней езды на велосипеде нужно термобельё. Лучше в форм-факторе шортов, потому что если вы поверх нижней части термобелья ещё гольфы шерстяные нацепите, сваритесь заживо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Оборудование велосипеда

Велосипед — это относительно сложный механизм с большим количеством подвижных элементов. И на них мороз действует. Расскажу об особенностях воздействия зимней погоды на различные детали.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как правильно ездить зимой на велосипеде: все о тормозах

Если тормоза дисковые — то всё хорошо, можно не париться (главное — не забывайте об увеличении тормозного пути при езде на велосипеде зимой). А вот если ободные, то они при при длительном простое на морозе ниже минус 5 градусов дубеют намертво и не тормозят вообще (!). Для того, чтобы привести их в чувство, нужно аккуратно поехать вперёд, притормозить, ещё поехать, ещё потормозить, за 15−20 торможений они разогреются трением об обод и заработают. Про остальные типы тормозов — роллерные, барабанные, ленточные — рассказывать не буду ввиду их редкости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Еще одно важное замечание — если хотите кататься на велосипеде зимой и летом, не забывайте проводить техосмотр своего транспортного средства после холодного сезона — дело в том, что противообледенительные реагенты, которыми посыпают дороги, могут разъедать детали велосипеда

Передачи

После долгого стояния они, как и прочие детали велосипеда, обледеневают. Цепь может банально перескользнуть на другую шестерню без нажатия на переключение. Не забывайте об этом и будьте осторожны при езде на велосипеде зимой. Лучше всего ехать на той передаче, которая установилась в качестве стабильной. Но это только в сильный мороз и гололёд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Педали

Они тоже обледеневают, и нога может соскользнуть. Если летом в принципе не очень важно, на какую сторону педали давить (обратная обычно не имеет выступов-зацепов), но если катаетесь на велосипеде зимой, то смотрите, чтобы педаль вдавливалась в подошву обуви и держалась крепко.

Велозамок

Может замёрзнуть намертво (как и автомобильный). Придётся отогревать. Проще всего полить кипятком. Замок с ключом надёжнее и удобнее во время зимней езды на велосипеде, чем замок с кодом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сиденье

Лучше иметь тряпочку, чтобы, как и в дождь, протереть его от снега после простоя на улице.

Электрика

Велокомпьютеры почти всегда «дохнут» и в минусовую погоду не работают. Они просто на это не рассчитаны. Есть отдельные модели, которым безразличны погодные условия, но чтобы установить это, нужно тестировать. По крайней мере, рядовой беспроводной Cateye во время зимних поездок на велосипеде у меня не работает, и O-Synce — тоже. Так что если вдруг какая-то компания сделает велокомпьютер, работающий в двадцатиградусный мороз, с удовольствием испытаю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Также при езде на велосипеде зимой не забывайте об освещении. В плохую погоду или в темноте по утрам и вечерам вас хуже видно, поэтому установите на руль дополнительный источник света — лучше съемный, чтобы его было легко заряжать дома или на работе

Сигнал

Обычный велозвонок с вращающейся внутренней частью промерзает и звонить перестаёт — особенно если на нём лёд. А вот «дуделке» мороз безразличен. Тембр её меняется, но громкость остаётся.

5. Правила вождения и ухода

Естественно, вождение велосипеда зимой отличается от летнего. Как уже говорилось выше, зимой нельзя перекладывать велосипед на скорости и вообще резко поворачивать. Но есть и ещё несколько правил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Держите большую дистанцию и не разгоняйтесь до экстремальных скоростей. Тормозной путь по слякоти вырастает относительно сухого асфальта раза в два. Если выскочит пешеход или автомобиль, вы просто не успеете затормозить;
  2. Держите в голове карту расчищенных поверхностей. Короткий путь перестаёт быть коротким, если он нечищенный — по снегу и насту велосипед идёт с трудом. Иногда проще и быстрее объехать по расчищенным катетам;
  3. Где бы в квартире ни стоял велосипед, под ним стоит постелить тряпку или какое-нибудь старое покрывало. По приезде на него будет стекать вода и грязь;
  4. Зимой стоит смазывать велосипед чаще, чем летом. Вода в его конструкции почти постоянно, а это негативный фактор.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Надеюсь, я ничего не забыл. Хотя наверняка что-нибудь забыл. Главное — не бойтесь кататься на велосипеде зимой. В этом нет ничего страшного и опасного. Летом свои особенности — потная футболка, большая вероятность проколоть колесо (зимой острые предметы обычно снесены водой или вдавлены в снег) и так далее.

Финны же ездят. И датчане. А мы чем хуже?

Фото
Нередко рекомендуется зимой хранить двухколёсный транспорт в тёплых помещениях — главное, следите за тем, чтобы он не заржавел от избытка влаги, которая однозначно будет скапливаться на деталях транспортного средства во время езды зимой
Yasna Iskhaki
Yasna Iskhaki 23 Апреля 2021, 19:03
А что такое перекладывать велосипед?
Владимир null
Владимир null 01 Марта 2021, 14:30
1 Велосипед держит равновесие вообще не так как пешеход. Принцип действия в корне другой. Велосипед может поддерживать равновесие только в движении (давайте не будем про экстрим и акробатику) и при наличии достаточной силы трения. Для пешехода ни то ни другое не является обязательным условием. Поэтому там, где пешеход пройдет, велосипед грохнется, несмотря ни на какую резину (разве что спидвейную поставить с шипами по 50мм). 2 смотрим на фотку под этим пугктом и понимаем, что написана в нем откровенная чушь. Хоть какие будут замечательные крылья, все равно соседник ТС тебя за полчаса уделают до свинского состояния. К тому же любой, кто действительно катался по грязной и сырой дороге знает, что крылья защищают только при езде по прямой. Как только руль начинает более-менее резко поворачивать, бызги летят на велосипедиста. Банальная физика. 3 Да. Одежда это здорово. Но... помимо цены есть еще важный нюанс. Пока вы равномерно едете, хорошая спортивная одежда позволяет вам не замерзнуть и при этом не перегреться. Однако 30 секунд на светофоре (а тем более минута - в Москве это не редкость). Сводят все достоинста экипировки к нулю: она работает во время движения. Нет движения - нет вентиляции, а организм продолжает вырабатывать столько же тепла и пота. 4 прогрев ободных тормозов? Вы это серьезно. Они снова заледенеют за минуту: мороз, ветер, снежная пыль. 5 Датчане? Датская зима это московский конец октября. До конца октября (в позапрошлом году до 19 ноября) я на работу на велике езжу. Так что ничего удивительного, что датчане расекают. PS: меня лично от зимней езды удерживает только первый пункт. До работы еду 26 км. Ехать надо достаточно быстро, а лужицы под снегом как раз расположены по краю дороги, где едет велосипедист.
Артtv
Артtv 16 Февраля 2021, 21:01
Если велосипед в квартире - колеса лучше мыть. Чтобы вымыть их быстро и относительно просто нужно поместить колеса в емкость с водой и покрутить. Проблема только найти достаточно большую емкость. Я для этого приспособил длинный (около 1м) и узкий цветочный горшок из хозмага. Удобно. Остается только протереть низ рамы, и в квартире от велосипеда будет меньше грязи, чем летом.
moldspez
moldspez 06 Февраля 2021, 22:09
Если вы такие во всем доки, раскопайте попытку столетней давности в Швеции заменить дифференциал на обгонные муфты ы ступицах колес и доложите, почему *что-то пошло не так*? По великам так: 1. Я давно использую самодельную опорную ножку с разным *вылетом стрелы*. Это удобно в полевых условиях на наклонной поверхности. Секрет прост : она откидываается на простом шарнире к подседельной трубе рамы с легким усилием и фиксируется в любом положении. Рекомендую к серийному производству. 2. Я давно использую *эластичный* руль в разных исполнениях. Он *охотно* возвращается в прямое проложенние, как руль автомобиля, он лучше держит курс и повышает устойчивость при постановке на ножку - руль досадно не виляет. 3. Я считаю, что для велотуристов негоже использовать рюкзак и даже задний багажник, как повышающие ЦТ "снаряженной массы". Сейчас я использую прицеп из пласткорзины для мусора. Об*ем его можно выбрать по вкусу , сцепка только форкопом, без всяких загогулистых ручек. Фото есть, но нет возможности послать. По запросу могу пульнуть на е-майл.
Денис Вершинин
Денис Вершинин 20 Января 2021, 09:37
Почему то никто не пишет про основную проблему катания на велосипеде зимой. Не чищенные от снега дороги. И лед под тонким слоем снега (привет современным дворникам). Такое катание похоже на мазохизм. Удивляют курьеры на велосипедах зимой.
Данил Мамаев
Данил Мамаев 26 Марта 2019, 12:27
Есть ещё проблема одна при езде по слякоти и дожде. Каждый раз, когда Я езжу и приезжаю домой - вся спина в грязи. На это крыло, ладно... Но ещё, ботинки и почти по колено джинсы. Что делать, кто подскажет?
Влад Сиднльников
Влад Сиднльников 08 Января 2019, 18:37
при езде зимой обратите внимание на свое дыхание оно учащается не нахватайтесь холодного воздуха лучше всего закрывать рот нос повязкой
elaginn
elaginn 01 Января 2019, 03:26
Не понимаю! Ну не понимаю я! Хоть и сам родился в Иркутске, с морозами до -50, но не понимаю! Как можно добровольно жить в таких условиях?! - со снегом, метелями, грязью поколено… зачем мучить себя?!
Боб Бутылочкин
Боб Бутылочкин 10 Декабря 2018, 13:39
Езжу зимой. Вместе с теплыми варежками или перчатками на руки, одеваю на ноги плотные носки и теплую обувь. Иначе мерзнут ступни, особенно пальцы после 15 минут катания на небольшом морозе.
Dzmitry Ziankovich
Dzmitry Ziankovich 28 Ноября 2018, 01:08
Отличный материал, спасибо!
Uri Spacehammer
Uri Spacehammer 21 Сентября 2018, 08:42
У меня швальбе третий сезон, резина бомба. Ни разу не подводила.
Олег Дутчик
Олег Дутчик 11 Марта 2018, 11:20
швалбе винтер откатало у меня всю зиму!! упал один раз и то при сильном оттормаживании совместно с экстремальным поворотом дорогая но работает отлично
Леонид Яковлев
Леонид Яковлев 12 Ноября 2018, 07:03
Любые шипы или цепи по плитке скользят ещё лучше чем на льду))) На своём STERN гоняю в Якутске... Если успел погуглить, то зимой у нас -54-68 норм погода... На лысой резине с шипами и цепью самое оно)) Перчатки потеплее - основная беда=)
николай руднев
николай руднев 03 Января 2018, 00:08
не знаю ничего о плитке, на хорошей резине не скользит и без шипов (вообще-то они предназначены только для льда на проезжей части, по плитке, читаем по тротуару, на велике ездить не нужно - умный мент и штрафануть может). Кстати, по гололеду выезжал на чешской спортивной резине (велик "Минск" В-126 1958 года, переделан под 3 скорости), пока не начало таять, не скользил вообще.
Дмитрий Боровков
Дмитрий Боровков 24 Ноября 2017, 16:52
Супер-пупер велокмпьютеры не работают? Нехрена понтоваться! Обычные китайские велокомпы за 200-300 рублей плевать хотели на температуру и прочие изыски погоды. Впрочем, как и велокомпы "Стелс" (реально - Echowell Beetle). В статье не упомянуто, что по плитке шипы скользят не хуже, чем лысая резина по льду. А плитки местами много.
николай руднев
николай руднев 03 Января 2018, 00:04
перекачивайте, в зависимости от температуры, коэффициент легко пересчитать по формуле PV/T=const, где P - давление в килопаскалях (1 атмосфера = 103,3 кПа), V - объем (он у нас будет постоянен, примите за единицу), и T- абсолютная температура (в Кельвинах, расчет как Цельсий+273). Константу примите при первом подсчете от номинального давления для Вашей модели резины, решив уравнение, получите пересчет, насколько надо перекачать камеру.
Саня Майорников
Саня Майорников 20 Ноября 2017, 13:47
Как на счёт давления в колёсах? Оно падает, шина внутри покрышки прокручивается и рвётся у основная золотника (я встретился с этой проблемой летом, когда недокачал шину). Есть совет по этому поводу?
Владимир Исаев
Владимир Исаев 09 Ноября 2017, 18:37
Молодец.! Про перчатки подробнее надо. Тоже Gore-Tex иначе Sub Zero !!! А так все правильно!!! Велосипед отличная тема !!! Особенно Электро Байк , но это уже другая тема ))))
Шахназ Шюкрянлиллах
Шахназ Шюкрянлиллах 05 Ноября 2017, 11:38
БлагоДарю, статья супер!!!