Международный фестиваль кино о науке и технологиях 360°, один из ключевых образовательных проектов Политехнического музея, успел зарекомендовать себя как крупное событие в сфере кинодокументалистики.
VI Фестиваль кино о науке и технологиях 360°: Москва, 20-30 октября

Его задача — показать актуальное зрительское документальное кино, связанное с наукой, технологиями и новыми идеями о мире и обществе. Цель фестиваля — увлечь наукой самого широкого зрителя, стимулировать интерес к научно-популярным лекциям и литературе. Он пройдёт с 20 по 30 октября в Москве, а по итогам фестиваля будут вручены: главный приз, приз жюри, приз зрительским симпатий и приз медиажюри.

Площадки фестиваля включают Центр документального кино, Мультимедиа Арт Музей, Даниловский рынок, Digital October и кинотеатр КАРО 11 Октябрь (подробнее).

В программе фестиваля — более 20 документальных картин и целый ряд программ. В конкурсную программу войдут российские премьеры больших фестивальных фильмов, ее судит жюри фестиваля — эксперты в области кино и науки. Программа EUNIC — «Человек в XXI веке», сделанная совместно с Объединением институтов культуры стран Европейского Союза EUNIC, представляет семь фильмов, посвященных вопросам гуманизма и изменению представления о человеке XXI веке — в эпоху, когда человек играет главенствующую роль в экосистеме Земли. Программа Люди и технологии — это несколько фильмов о том, как достижения науки и техники меняют нашу жизнь, размышления на тему, к лучшему ли эти изменения, или мы что-то безвозвратно теряем, погружаясь в цифровой мир. b>Детская программа — это два фильма о красоте и гармонии нашего мира, которые не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

Отдельное внимание будет уделено формату публичных выступлений. В её рамках будут выступать крупные визионеры от науки и технологий, обсуждаться общественно значимые темы, конкретные аспекты науки и технологий, актуальные проблемы. К участию в дискуссионной программе привлекаются зарубежные и российские специалисты. Кроме того, специальная программа Q&A включает в себя короткие встречи с приглашенными режиссерами после кинопоказов.

А теперь несколько примеров фильмов, представленных на фестивале (полный список здесь).

О, Интернет! Грёзы цифрового мира

Фото

В своей новой документальной картине «О, Интернет! Грезы цифрового мира» (Lo and Behold: Reveries of the Connected World), впервые показанной на фестивале Санденс, Вернер Херцог погружается в прошлое, настоящее и будущее виртуального мира. С немецкой дотошностью и романтичностью он рассказывает историю интернета, от его пионеров из Калифорнийского университета до современных визионеров вроде Илона Маска. Однако Херцога интересует не только научно-технические достижения или, напротив, апокалиптические прогнозы, связанные с развитием мировой паутины, но прежде всего, как и почему интернет настолько кардинально изменил и продолжает менять нашу жизнь, что даже подсмотренные Херцогом буддистские монахи, едва прервав медитацию, тут же утыкаются в твиттер. Херцог исследует цифровой пейзаж с той же страстью и самоотверженностью, с которыми он раньше пересекал дикие ландшафты Амазонии, Сахары или Антарктиды, и рассказывает о взаимном влиянии двух миров: сетевого и реального, который теперь, после появления интернета, никогда уже не будет прежним.

Машина человеческой мечты

Фото

«Машина человеческой мечты» притворяется историей успеха стартаперов, но совсем не долго. Почти карикатурные айтишники приделывают роботу пластиковую голову Эйнштейна и он, кажется, вот-вот заговорит о теории относительности. Но робот еле способен сказать «привет!», а пройдя пару шагов, неуклюже заваливается на бок.

Создатель стартапа Opencog Бен рос в коммуне хиппи, маленьким он вдохновился вселенной Стартрека — такой разумной на фоне новостей о войне во Вьетнаме, и решил посвятить свою жизнь повышению уровня рациональности в мире. Если эмоции мешают человеку думать — нужно дать ему в помощники искусственный разум. Звучит красиво? В этом и проблема, главный талант Бена — красиво говорить и умело торговать ожиданиями, и Opencog — уже не первый его провальный проект. Визионер не смущается неудачами, ему безразлична судьба оказавшихся рядом людей, потому что сам он способен без труда выболтать себе деньги на новый проект, даже если запускать его придется где-нибудь в Эфиопии.

Эпоха антропоцена

Фото

Двенадцать тысяч лет назад завершился плейстоцен и началась новая геологическая эпоха, голоцен, в которой мы живем и сегодня. Однако, с этим согласны не все: влияние человечества на окружающую среду сравнимо с самыми мощными проявлениями сил природы, сегодня мы не просто являемся частью экосистемы, а определяем ее настоящее и будущее. Не пора ли признать, что началась новая геологическая эпоха — антпропоцен?

Это должна официально решить специальная группа экспертов — они, главные герои фильма «Антропоцен», рассказывают, как участие человека в природных процессах становилось все заметнее, сначала, от тысячелетия к тысячелетию, а теперь — от года к году. Формальное признание эпохи антропоцена — возможность задуматься, что теперь именно мы ответственны — и уже не только за свое будущее, но и за будущее планеты, на которой мы живем. Последние сто лет истории цивилизации были похожи на веселую вечеринку, вышедшую из под контроля. Вечеринка закончилась и пора либо прибраться, либо готовиться к наступлению следующей геологической эпохи, в которой людей может уже не оказаться — не только в названии.

Расписание фестиваля можно посмотреть вот здесь.