«Ростсельмаш»: большой репортаж «ПМ» о российских комбайнах

Территория основной производственной площадки «Ростсельмаша» огромна – 148 га – и с высоты птичьего полета очертаниями напоминает Африку. Поэтому сотрудники на вопрос «вы где?» легко могут ответить: в Южной Африке, Конго или Тунисе. Сейчас мы находимся на «Мадагаскаре» – вынесенной немного в сторону экспозиционной площадке завода. Выставленные на ней машины напоминают скорее не привычную нам по старым фотографиям сельскохозяйственную технику, а краулеры из «Звездных войн» или харвестеры из «Дюны» и других фантастических фильмов. Это неудивительно – по-английски зерноуборочный комбайн как раз и называется словом Harvester.
«Ростсельмаш»: большой репортаж «ПМ» о российских комбайнах

На площадке стоит комбайн RSM 161 — первая машина, которая создана на новой глобальной платформе, основанной на модульной архитектуре. Машина, построенная с нуля, нацелена на завоевание внешних рынков, хотя и о внутреннем никто не забывает. Харизматичный директор по маркетингу Прохор Дармов непрерывно сыплет цифрами: в лихие девяностые «Ростсельмаш» поставил антирекорд, выпустив за год всего 987 комбайнов устаревших моделей, доля рынка комбайнов в России в начале восстановления рыночных позиций компании балансировала в диапазоне 40−43%. А в этом году выпуск достигает 6000 комбайнов и доля превышает 70% рынка. И что самое интересное, сегодня «Ростсельмашу» принадлежит 17% мирового рынка уборочной техники, его машины вовсю колесят по полям США и Европы бок о бок с техникой главных конкурентов — американского John Deere и немецкого CLAAS.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, на «Ростсельмаше» предпочитают не говорить о прошлом, по-настоящему всех тут зажигает только будущее. И оно перед нами — представленное комбайном 7-го класса RSM 161. Поскольку конструкция модульная, на этой платформе можно делать комбайны разной производительности и разных схем — меньшей и большей классности. Всего существует восемь классов зерноуборочных комбайнов. Восьмой предназначен для уборки урожая на хороших высокоурожайных полях, а самый распространенный низший класс самоходных комбайнов — 3-й, для небольших фермерских хозяйств. Первый класс — мотоблоки с функцией среза и сноповязалкой, а комбайном нулевого класса в шутку называют серп.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кабина для пилота

Наш визит в Ростов-на-Дону оказался удачным — Ростовская область только что собрала рекордный за всю историю урожай. Удалось и покататься на машинах. Удобная лестница ведет в кабину на высоту метров четырех. Сказать, что кабина огромная, — не сказать ничего. Я, например, не сразу заметил затерявшийся в ней холодильник. В кабине свободно помещаются трое, а двоим там полное раздолье. Пятая точка с комфортом утопает в подрессоренном кресле. В комбайне очень простая и неубиваемая безамортизационная подвеска, поэтому с неровностями и вибрациями сначала сражаются огромные колеса низкого давления, потом — подрессоренная кабина, и последний рубеж — кресло механизатора. Если раньше комбайнеры старались работать на заре или на закате, а полдень коротать в тени, то сейчас самое прохладное и комфортное место во время уборки — это кондиционированная кабина комбайна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
RSM 161
RSM 161

Управление этой гигантской машиной простое, но непривычное. Небольшого размера рулевое колесо вращается левой рукой, для этого к ободу крепится удобная рукоятка. Правая рука лежит на джойстике, знакомом всем любителям компьютерных игр. Двигаешь джойстик вперед — комбайн плавно начинает движение, назад — дает задний ход. Там, где у геймеров кнопки переключения видов оружия и управления огнем, здесь — клавиши управления навесным оборудованием и собственно функциями комбайна. Помимо этого, вся информация выводится на дисплей. А еще комбайн может разговаривать на 14 языках, механизаторы зовут невидимую голосовую помощницу «Наташей».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ставлю вторую передачу, плавно начинаю движение (чуть не написал «заплыв» — внутри чувствуешь себя как на корабле). Все машины вежливо уступают тебе дорогу, а инструктор только просит аккуратно проходить повороты — рулевые колеса у комбайна задние, поэтому с непривычки можно кормой что-нибудь снести и не заметить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самодвижущаяся фабрика

Головная площадка «Ростсельмаша» — одна из немногих в мире с почти полным циклом производства, на ее территории можно найти практически всё: от корпусов литья до современных складов, от рядов суперсовременных станков лазерной резки до испытательных полигонов и, конечно, несколько конвейеров для сборки комбайнов. Конвейер, на котором собирают одни из самых эффективных машин в мире, движется не по прямой, о ленте тут речь не идет. Огромные рамы с колесами устанавливают на квадратные поддоны размером с волейбольную площадку, они передвигаются на роликах, как квадраты в старой детской игре «пятнашки». К конечной точке приезжает почти собранный комбайн, только без кузовных панелей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Высокопроизводительный зерноуборочный комбайн RSM 161
Высокопроизводительный зерноуборочный комбайн RSM 161
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие «полуголые» комбайны выглядят как нечто среднее между фантастическими стимпанковскими механизмами и гигантскими часами. Огромное количество приводов, шкивов, передач, шестерней завораживает и не добавляет понимания того, как это все работает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Комбайны никогда не были маленькими — по сути это самодвижущаяся фабрика: срезает колосья, выбивает из колосков зерна, очищает зерна струей воздуха и еще много чего делает. Уже в середине XX века масса комбайна превысила 15 т, а стоящий перед нами на конвейере RSM 161 пустым весит более 16 т. И пока он едет по конвейеру, обрастая плотью, можно подробно разглядеть его устройство и разобраться в принципах работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два боевых барабана

Вращающееся многогранное мотовило, похожее на гигантскую расческу, разравнивающую хлеб, подводит колосья к режущему аппарату. Режущий аппарат срезает колосья, которые «головой» заходят в шнек, и этот архимедов винт направляет хлебную массу в наклонную камеру, где она разравнивается и направляется в молотилку. Классическая схема барабанного комбайна для обмолота включает барабан с молотильными бичами, аналогами известных с древних времен цепов. Когда колосья проходят между барабаном и подбарабаньем, бичи выбивают из них зерно. Большинство комбайнов используют однобарабанную схему, но RSM 161 имеет двухбарабанную систему с двумя вспомогательными устройствами (то есть всего четыре элемента вращения), ей дали имя TETRA Processor. Два барабана обеспечивают максимальный вымолот за минимальное время. Хлебороб перестает терять на урожае — по статистике, в России до 15% урожая (15−20 млн тонн) уходит на потери из-за того, что не удается закончить уборку вовремя. Если же сэкономить потери, можно накормить несколько стран.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но вернемся к нашему комбайну. После обмолота зерно падает через отверстия в деке на стрясную доску, и она сбрасывает неочищенное зерно на решета очистки. На них за счет сложных механических движений и воздушной сепарации от мощных вентиляторов труха (ее называют незерновой частью урожая) улетает и разбрасывается по полю, а очищенное зерно поступает в элеватор, по которому поднимается в бункер емкостью 11 м³. Но даже после двух барабанов часть зерна остается в соломе, которая сбрасывается на соломотряс. Соломотряс, в свою очередь, состоит из шести клавиш, каждая длиной в несколько метров. Это узкие, полые внутри платформы, которые двигаются по причудливой траектории и приводятся в движение через кардан. На каскадах соломотряса происходит выбивание последних зерен. Через отверстия на верхней плоскости клавиш зерно падает внутрь, на дно клавиш, ссыпается под действием силы тяжести в начало клавиш и через специальные отверстия — зев — сбрасывается на решета очистки. Геометрия, поверхность и форма отверстий в этих клавишах, как и профиль поверхностей решет составляют ноу-хау производителей, и именно от них зависит окончательный КПД комбайна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

RSM 161, например, добывает из сжатого хлеба более 99,5% чистого зерна, причем без повреждений. К тому же «Ростсельмаш» — единственная компания в мире, которая делает оцинкованные клавиши — они почти вечные, приспособлены для работы с влажной соломой и защищены от коррозии. И вот вся эта зерноуборочная фабрика должна бесперебойно работать, двигаясь вовсе даже не по ровному асфальту, а по обычному полю без дорог. Не знаю, как вас, а меня это впечатляет сильно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пожиратель гектаров

Надо сказать, что барабанная схема обмолота для комбайнов не единственная. На том же «Ростсельмаше» выпускается TORUM — роторный комбайн. В нем вместо барабана и клавиш соломотряса используется длинный ротор, который вращается подобно барабану, и зерно в нем обмолачивается под воздействием центробежной силы и трения хлебной массы о деку ротора. Причем «Ростсельмаш» использует собственную запатентованную, самую производительную схему — вместо одной точки обмолота у него их три, и за счет этого устройство демонстрирует потрясающую производительность. Почему же тогда не выпускать на поля одни TORUM, спрашиваю я Прохора. Он вспыхивает, начинает говорить почти как поэт. TORUM — лучший пожиратель гектаров для хороших полей. Удивительная производительность при достаточно несложном устройстве! К тому же роторный комбайн не будет сохранять солому так же бережно, как барабанный. А ведь животноводам, например, солома ох как нужна. И в очень влажных условиях с высокой сорностью TORUM не сможет показать все свои способности. Его стихия — высокоурожайные поля, ухоженные, как в Западной Европе, на юге России или в США.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот суть двухбарабанного RSM 161 раскрывается парой характеристик: удивительно качественный обмолот в потрясающе ужасных условиях. Там, где ты считаешь за счастье отработать на «троечку», он тебе внезапно дает «пятерку». К тому же 161-й крайне незначительно травмирует зерно — почти не дробит его, очень хорошо чистит и работает c низкими потерями. Стандарты допускают совокупные потери зерна в 2%, а RSM-161 показывает 0,5%. Но за всё надо платить: если TORUM в «своих» условиях дает 60 т зерна в час, то RSM 161 — не более 45. В итоге ясно: в разных условиях нужны разные комбайны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Способный малыш

Есть у «Ростсельмаша» еще один козырь — зерноуборочный комбайн третьего класса NOVA, самый свежий и современный маленький комбайн из существующих на рынке. Зачем вообще нужны маленькие комбайны? Затем, например, если вы фермер и ваша посевная площадь — скромные 50 га. Большой комбайн типа RSM 161 или TORUM «отбивается», если в сезон обрабатывает хотя бы 900 га. До недавнего времени у таких хозяйств не было выбора. Вернее, им предлагались или недорогие, но несовершенные машины, устаревшие на одно-два поколения, или достойные современные, но очень дорогие. А у маленького хозяйства обычно не так много средств. На те деньги, которые фермер готов платить, новый современный комбайн не купить. Но так было до недавних пор, с появлением NOVA ситуация изменилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главным сюрпризом NOVA специалисты считают неожиданно высокую производительность: машина по большинству параметров относится к третьему классу, но показывает производительность на уровне полноценного четвертого. В чем же секрет? Совершенно безумная по охвату дека, она же подбарабанье, обеспечивает самый эффективный охват из представленных в мире. Почему нельзя на барабане сделать охват в 360 градусов? Дело в том, что хлебная масса должна входить на обмолот и выходить из него. В классических однобарабанных комбайнах при конструировании деки обычно останавливаются на охвате 115−130 градусов. Это стандарт. На NOVA данная величина составляет 154 градуса. За один оборот барабана NOVA получает в среднем на 16−18% больший массовый расход по вымолоту. И по всем остальным параметрам это самая современная машина. Самое главное — она намного доступнее, чем ее аналоги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Калашников» в мире тракторов

Мы уже покинули конвейер, но тут провожатый вдруг поймал наш взгляд, направленный на стоящий на спаренных колесах огромный трактор. «Это 2375 — "Калашников" в мире тракторов. Простота и мощность в сочетании с потрясающей надежностью. Идеальный баланс между дружелюбностью и производительностью. Только проверенные решения, только надежные узлы и агрегаты. Неубиваемые редукторы. Очень прочная рама. Прост в настройках, прост в использовании, прост в обслуживании. Что стоите? Давайте в кабину!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Nova
Nova

У пары моих одноклассников отцы работали на советских сочлененных тракторах. Иногда они брали сыновей в кабину, и тогда зависти остальных пацанов не было предела. А здесь мне предлагают самому поуправлять еще бóльшим монстром! Я нарезал два лишних круга, и только совесть заставила меня уступить место нашему фотографу: его детская мечта не отличалась от моей. Управление этим мощным монстром удивительно простое и не требует дополнительных навыков. Единственное, о чем жалеешь, сидя внутри, — что ты сейчас не на какой-нибудь непролазной трассе. Одна из фишек 2375-го — высочайший ресурс двигателя, который изначально проектировался как классический тракторный и специально дефорсирован. Он способен работать в условиях высокой запыленности и снабжен умопомрачительной системой очистки воздуха. И это единственный трактор в классе, у которого спаренные колеса идут в базовой комплектации. При этом по тракторным меркам он весьма доступен и недорог.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сравнение с боевой техникой тут неслучайно: современные тракторы и комбайны — главная ударная сила в битве за эффективность в сельском хозяйстве. И мы в ней убедительно побеждаем: в этом году объемы собранных зерновых должны достичь 116−118 млн тонн. В 2015-м, когда этот показатель составлял без малого 105 млн тонн, Россия уже была мировым лидером по поставкам пшеницы на мировой рынок, обойдя Канаду и США. А 2025 году российские фермеры рассчитывают собрать урожай уже в 130 млн тонн. И новые машины «Ростсельмаша» будут главной ударной силой.