Китайские инженеры спроектировали новый космический самолет, который сможет осуществлять рейсы на орбиту и обратно. В отличие от предшественников, прототип обладает рядом серьезных нововведений и в будущем может стать универсальным транспортом, осуществляющим гражданские туры в космос.
Китайцы создают самолет для гражданских полетов в космос

Как всем известно, если в атмосфере подняться достаточно высоко, то можно выйти в открытый космос. С условием, что ваше транспортное средство сможет каким-либо образом продолжать движение, поскольку на такой высоте атмосфера истончается и традиционный полет становится невозможным. Иногда для подъема можно использовать ракету, иногда — самолет, как SpaceShipTwo от компании Virgin Galactic, который стартует с корпуса White Knight Two или требует ракетный запуск с платформы на земле. Китайские инженеры хотят избавиться от всех вспомогательных элементов и разработать самолет, который будет взлетать с Земли как ракета и возвращаться по принципу шаттла.

«Устройство будет осуществлять вертикальный взлет и приземляться на взлетно-посадочную полосу без каких-либо дополнительных манипуляций со стороны экипажа на борту или диспетчеров из центра управления полетом», говорит Хан Пенсинь, лидер команды China Academy of Launch Vehicle Technology. В качестве топлива аппарат будет использовать жидкий метан и жидкий кислород.

Команда Хана разработала две версии самолета-ракеты. Размах крыльев первого прототипа составляет 6 метров, а весит он порядка 10 тонн. Он сможет поднять человека на высоту в 100 км (где проходит примерная граница атмосферы и космоса), разгоняясь до 6 Махов и на 2 минуты погружая пилота в состояние невесомости. Его более габаритный «брат» весом в 100 тонн и с размахом крыльев в 12 метров может поднимать до 20 человек на высоту в 130 км, разгоняясь до 8 Махов, что дает уже 4 минуты невесомости. Мощности второго прототипа хватит, чтобы доставлять на орбиту небольшие грузы и экипаж с помощью маленькой надстройки по типу ракетной ступени на верхней части аппарата. Хан говорит, что хочет сделать его многоразовым, чтобы транспорт мог совершать до 50 орбитальных рейсов.

Стоимость такого полета Хан оценивает в $200−250 000, что примерно сравнимо по цене с программой космического туризма от Virgin Galactic. Если продолжить сравнения, то новый космический самолет Китая, в отличие от предшественников SpaceShipOne и SpaceShipTwo будет, как уже говорилось, стартовать с земли, по принципу советского «Бурана». В отличие от Shuttle или X037B, которые тоже обладали топливными баками-ступенями, хранилище топлива в малом прототипе, судя по всему, будет находиться внутри корпуса и позволит транспорту обойтись без ракет-носителей. Таким образом, чем больше будет самолет, тем больше у него будет топлива и тем дальше в космос он сможет залететь.

Самыми успешными космопланами на данный момент являются военные прототипы. Гражданские полеты в космос во‑первых обходятся очень дорого (что резко понижает количество платежеспособных клиентов на рынке), но новая программа подает большие надежды на то, что подобные технологии когда-нибудь сделают космический туризм доступным и для рядовых граждан.