ВВС США потратят более миллиарда долларов на техническое обслуживание истребителей из-за коррозии, вызываемой крошечными органическими микробами.

Кроме механического воздействия на поверхность, микробные загрязнения и биоплёнки тоже способны вызывать ржавчину, что называется микробиологически индуцированной коррозией. Дело в том, что бактерии прочно связаны с биоплёнкой и размножаются на её поверхности. Органические кислоты, выделяющиеся в качестве продуктов обмена этих многочисленных микроорганизмов, обеспечивают локальные значения рН, лежащие в кислотной области, которые запускают коррозионные процессы.

Например, бактерии активно участвуют в гальванической реакции, когда алюминиевая поверхность крыла самолёта служит анодом, а микроорганизмы на ней создают катодную среду. Для предотвращения коррозии внутренние полости покрывают антимикробными грунтовочными средствами и удаляют остаточную воду, а также добавляют в керосин биоцидные средства. Комплекс мер, направленный на борьбу с микробиологически индуцированной коррозией, обойдётся ВВС США в 1,2 миллиарда долларов в год.

Средний возраст американского военного самолёта сегодня составляет 27 лет и вопрос борьбы со ржавчиной для них весьма актуален. Специалисты Научно-исследовательской лаборатории ВВС США (AFRL) заняты разработкой способов защиты воздушного судна от поедания грибками, плесенью и бактериями, которые могут производить агрессивные кислоты и ферменты. Микроорганизмы попадают на самолёты из различных источников и разъедают поверхности, до которых порой чрезвычайно трудно добраться для дезинфекции и защитной обработки.

Наиболее перспективным способом победить коррозию является, по мнению американцев, технология термического обеззараживания, которая изначально была разработана для очистки истребителей от возможных следов загрязнения биологическим оружием. Чтобы убить микробы и вирусы, самолёт разогревают до 80 °C и в результате этого процесса, как уверяют инженеры AFRL, погибают около 99,9% всех биологических загрязнителей на поверхности.

Этот процесс, как ожидается, будет реализован на авиабазах Министерства обороны США на постоянной основе уже в 2017 году. Обойдётся эта технология недёшево, но, как утверждают военные, обрабатывать самолёты вручную на самом деле было бы ещё дороже. И, конечно же, гораздо дольше.