Это была одна из первых в истории попыток построить тяжёлый грузовой вертолёт для негабаритных грузов. Можно считать, что она удалась, хотя в серию машина так и не попала.
Вертолёт дня: Hughes XH-17 «Flying Crane»

Для знаменитой компании Говарда Хьюза Hughes Aircraft это был первый проект вертолёта — до того фирма строила только самолёты. Огромная машина имела титанический ротор диаметром 40 метров (12-этажный дом, на минуточку) и могла поднимать почти 7 тонн. Хьюз всегда тяготел к гигантизму — вспомните хотя бы «Елового гуся».

Фото

Изначальной задачей было построить вертолёт грузоподъёмностью до 5 тонн. Многие детали были взяты у уже существующих летательных аппаратов. Например, передние колёса — от самолёта North American B-25 Mitchell, а задние — от Douglas C-54 Skymaster (оттого шасси так странно выглядит). Бензобак сварганили из заваренного… бомбового отсека от Boeing B-29 Superfortress. Кабина пилотов — от планера Waco CG-15, а рулевой винт — от вертолёта Sikorsky H-19 Chickasaw. В общем, с мира по нитке.

Изначальный дизайн разработали тоже не в Hughes Aircraft, а в компании по строительству автожиров Kellett Autogiro Corporation. Kellet тогда выиграла правительственный заказ на грузовой вертолёт, но построить его не успела из-за банкротства. Инженеры Хьюза и он сам довели идею до практической реализации, и 23 октября 1952 года машина впервые поднялась в воздух.

Фото

Вращать гигантский ротор обычным способом было невозможно, и потому турбореактивные General Electric J35 нагнетали воздух в камеры сгорания на законцовках лопастей. Вращался в итоге ротор с частотой до 88 об/мин.

Но такая схема привела к чудовищному расходу топлива. Практическая дальность XH-17 составила всего… 64 км, что не позволяло его использовать ни для каких целей. Проект требовал слишком больших доработок и в 1955 году был свёрнут, а единственный экземпляр «летающего крана» разрезан на металл.

Основные характеристики Hughes XH-17 «Flying Crane»: Экипаж: 3 человека Длина: 16,25 м Диаметр главного ротора: 39,62 м Высота: 9,17 м Максимальная взлётная масса: 19731 кг Двигатель: два турбореактивных General Electric/Allison J35 Максимальная скорость: 145 км/ч Крейсерская скорость: 137 км/ч Практическая дальность: 64 км Практический потолок: 3995 м

Фото