Saunders-Roe SR.A/1: как устроен необычный гибрид лодки и реактивного самолета

Странная, немного комичная форма фюзеляжа этого самолёта обусловлена одним-единственным фактором – необходимостью объединить в одной машине летающую лодку и реактивный самолёт. У Saunders-Roe это неплохо получилось.
Saunders-Roe SR.A/1: как устроен необычный гибрид лодки и реактивного самолета
Wikimedia

И до, и после вoйны летающие лодки рассматривались как наиболее перспективный вид самолётов. Их можно было сделать пассажирскими или грузовыми, военными или спортивными, масштабировать до любых размеров, но главное — они не требовали строительства аэродромов. Достаточно было пристани.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот и британская компания Saunders-Roe с середины 1943 года разрабатывала маневренную и надёжную летающую лодку для военных целей. После вoйны её концепция изменилась — вместо турбовинтового самолёт преобразовался в турбореактивный. Это позволило «посадить» лодку значительно глубже — одной из проблем турбовинтовых двигателей была «водобоязнь». SR. A/1 должен был, помимо всего прочего, стать прототипом более крупной пассажирской машины Saunders-Roe Princess (о ней мы тоже когда-нибудь обязательно расскажем).

16 июля 1947 года Saunders-Roe SR. A/1 впервые поднялся в воздух. Он показал себя очень маневренным, позволяя делать в том числе фигуры высшего пилотажа, но компания столкнулась с проблемой экономического характера: вoйна закончилась, и реактивные истребители, каким в целом задумывался самолёт, в принципе уже были не нужны. По крайней мере, пока. Другая проблема состояла в том, что двигатель Metropolitan-Vickers Beryl, под который проектировалась лодка, был снят с производства, и у Saunders-Roe оставалось весьма ограниченное количество силовых агрегатов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1950 году с Корейской вoйной у SR. A/1 появился второй шанс — но вoйна закончилась слишком быстро, и прототип (всего их было изготовлено три, но два первых разбились ещё в первый испытательный период) снова остался не у дел. Сегодня он хранится в авиационном музее в Саутгемптоне.

Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересным фактом является то, что в двух прототипах Saunders-Roe SR. A/1 были установлены два первых кресла-катапульты, произведенных компанией Martin-Baker, пионером отрасли и ныне одной из крупнейших в своей области.

Основные характеристики Saunders-Roe SR. A/1: Экипаж: 1 пилот Длина: 15,24 м Размах крыла: 14,02 м Максимальная взлётная масса: 7273 кг Двигатели: 2 турбореактивных Metropolitan-Vickers Beryl MVB.2 Максимальная скорость: 824 км/ч Практический потолок: 14600 м

Фото
Фото