Автомобили Дэниела Саймона опережают время, иногда в прямом смысле этого слова.
Концептмейстер: фантастические машины Дэниэла Саймона

У каждого свое будущее. Кто-то мечтает о новом смартфоне, кто-то о собственном бизнесе, а Дэниел Саймон мечтает о транспорте будущего. Этим мечтам долго было тесно в рамках обычной работы автомобильного дизайнера. Начав успешную карьеру в концерне Volkswagen, Саймон переключился на создание фантастических автомобилей для киногероев Голливуда, сделал еще шаг — и основал собственную компанию Cosmic Motors. Здесь он смог наконец заняться главным и самым любимым — проектированием болидов для гонок по иным планетам и освоения чужих, экстремальных миров. Визуализацией образов, от которых и берет начало наше общее будущее. «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на рендеринг плохих моделей и концепций, которые не нужны никому», — говорит Саймон. Машины будущего, спроектированные Дэниелом Саймоном для фильма «Обливион», играют в сюжете особую роль. Главный герой в исполнении Тома Круза — техник по обслуживанию дронов, добывающих воду из океанов опустевшей Земли для космических колоний. Многие кинообозреватели сочли даже не его, а именно Drone 166 главным героем ленты.
С детства увлеченный рисованием машин, уже в 16 лет он твердо знал, чем именно намерен заниматься, и в 2001 году получил диплом Пфорцхаймской высшей школы по специальности «автомобильный дизайн». К этому времени он уже два года проработал в местном бюро Volkswagen, где участвовал в создании новых моделей Seat и Lamborghini. А закончив учебу, Дэниел принял предложение автоконцерна перейти в Европейский центр дизайна.

Реальность: Volkswagen

Кузова современных автомобилей штампуются тонкими листами, часто толщиной не более пары миллиметров, и даже при использовании самых современных и прочных материалов жесткость конструкции гарантирует лишь ее форма — изгибы и кривые. Они же смягчают течение воздушных потоков, снижая турбулентность, поэтому здесь так трудно найти хотя бы одну прямую линию или плоскую поверхность. Даже при взгляде сверху, в горизонтальной проекции, силуэт кузова плавно расширяется и сходится ближе к заднему бамперу. Эта игра округлых линий — тот набор деталей, которые дизайнеры складывают, придумывая новые автомобили. Трудно сказать, что их недостаточно: даже при точном соблюдении всех ограничений и требований, от обязательного наличия колес до определенного пространства в багажнике, дуги разных длин и диаметров могут соединяться бесчисленным множеством комбинаций. Самые красивые и соразмерные из них обычно оказываются самыми функциональными и удобными в жизни. «Некрасивый самолет не полетит», и требования эффективности лишь помогают мастеру нащупать безупречные пропорции. Gravion Мощный гоночный болид, работа над которым в Cosmic Motors была завершена уже после гибели братьев Редуа. Ключевая машина специальных соревнований «Кубка Гравион», проходящих на планете Гланкори. Самой необычной чертой Gravion эксперты называют асимметрию: нестандартный подход позволил выстроить автомобиль вокруг сверхмощного термоядерного двигателя на лазерном сжатии, позаимствованного у тяжелых кораблей Sexy Magrella. Максимальная скорость — более 2000 км/ч, так что для контроля реализована система управления, получающая команды непосредственно из мозга пилота. «Наш глаз годами тренируется отличать привлекательное от не очень. Разница между прекрасным и уродливым лицом может составлять какие-нибудь три процента. С машинами все точно так же, — объяснял дизайнер в интервью журналу 3D Artist. — Всего доля дюйма в ту или другую сторону, и вы переходите от «О, как круто!» к «Ну, это как-то скучновато». Определенные кривые укажут на дизайн 1940-х, другие — на стиль 1950-х или 1960-х. Способ соединения панелей, рисунок линий, плоское стекло или изогнутое… Каждое десятилетие последнего века определялось доступными для производителей технологиями, и это отражалось в дизайне». Фото Ограничения, накладываемые требованиями производства, лишь делают задачу художника интереснее. Однако, работая для Volkswagen и других заказчиков, Саймон убедился, что автомобильные дизайнеры в крупном концерне полностью зависят от прихотей модельщиков, создающих промежуточные версии дизайна из пластика и глины. «Все они, конечно, исключительно талантливые люди, — признался Дэниел, — но я очень страдал в процессе. Поэтому 3D-моделирование стало настоящим благословением для моего творчества… хотя вообще я ненавижу компьютеры».

Фантазия: Голливуд

Дэниел не считает, что работа изменилась так уж сильно. Начав как автомобильный дизайнер, он лишь переключился на создание машин для других целей; его проекты покинули дороги мира и влетели в кадры голливудских фильмов и видеоигр. Но все-таки реальный автомобиль — это продукт сложного производства, он должен отвечать требованиям безопасности и надежности, экологическому и дорожному законодательству — и быть привлекательным для покупателей. Cosmic Motors Независимый производитель транспорта из галактики Галаксион. Компания основана в 8966 году братьями Редуа, инженером Осли и автогонщиком Фрицем. Большой интерес вызвал их проект по конверсии военных автомобилей в спортивные, установившие целую череду рекордов.
«В результате большинство идей и концептов невозможно напрямую превратить в модели для массового использования, — рассказал Дэниел Саймон «Популярной механике». — У них иная задача. Такие дизайнерские эксперименты — это всегда продолжение одной из двух фраз: «А что если…» или «А вот бы…»». Жестких рамок и правил здесь куда меньше, но это не значит, что их нет вовсе. Они задаются самой человеческой природой: фантастический автомобиль не должен быть слишком фантастическим. Выглядя «подлинным» предметом из будущего, он должен при этом восприниматься как настоящее транспортное средство, чтобы зритель с первого взгляда понял его назначение.  Несмотря на трагическую гибель братьев Редуа во время гонок, их компания продолжает работу, производя одни из лучших в галактике автомобилей для всех условий и миров.
И разумеется, свои требования выдвигают режиссеры и художники фильмов. Поработав с Джозефом Косински над «Троном» и «Обливионом», с Джо Джонстоном над «Первым мстителем» и даже с Ридли Скоттом над «Прометеем», Саймон усвоил необходимость то и дело вносить правки в свои идеи. «Большинство полагается на счастливую случайность, но я не любитель такого подхода, — подчеркивает Дэниел. — Хотя пару раз такие совпадения на экране неожиданно дали отличные результаты». Galaxion Купе премиум-класса, оснащенное бесшумным термоядерным двигателем Xenoramium CV 980. Панели кузова изготавливаются из природно-искусственного полимера хитиниума, выращенного в океанах планеты Каноа-Квебрада. Показана кастомизированная «Черная серия» модели, не одобренная Cosmic Motors официально.

Будущее: Cosmic Motors

«Так получилось, что со мной просто связались и предложили издать дизайнерский альбом с проектами вымышленных, инопланетных средств передвижения. Я почувствовал, что буквально ноги подкашиваются… ну и через пару дней ответил согласием», — вспоминает Саймон. В общем и целом работа над альбомом заняла почти бесконечность — семь лет, включая два года, целиком отданные проектам придуманной для альбома компании-производителя автомобилей Cosmic Motors. Gravion-45 Дальнейшее развитие невероятно успешной модели. Среди нововведений можно отметить поворотную кабину, способную автоматически менять положение пилота, минимизируя опасные воздействия от перегрузок во время гонки. Но настоящим инженерным шедевром стали облегченные задние безвтулочные колеса с плазмомагнитной тормозной системой и комплектом интегрированных в них электродвигателей, питающихся от основного термоядерного генератора.
Дизайнер не использовал ни единой «стоковой» детали, ни одного фрагмента или текстуры, скачанной из сетевых библиотек: все отрисовывалось с нуля и до последней царапины. По словам Дэниела, на каждую модель уходило от месяца до полугода кропотливой работы. Раз за разом отбрасывались неподходящие рабочие варианты, подбирались костюмы, позы и характеры героев-пилотов. Дни уходили на выбор идеального ракурса и освещения для рендеринга финальной сцены — до тех пор, пока машина не «оживала», а с ней не начинала отзываться и вся картина, открывая новый неизведанный мир из бесконечного числа открытых будущему человечеству. Опоры для творческого поиска в этой работе еще меньше, а свободы — еще больше, чем в кинематографе. Однако тут на помощь Дэниелу пришло инженерное чутье, выработанное годами обучения и работы автомобильным дизайнером. Если в реальных концептах для Bugatti и Lamborghini красота вырастала из функциональности, то в фантастических машинах Cosmic Motors, наоборот, чувство красоты позволяет нащупать функциональный идеал. Сопло, которое должно уравновесить композицию, оказывается нужным для вымышленного двигателя; увеличенные колеса отлично сочетаются с утяжеленной конструкцией всей машины, придавая ей возможность передвижения по суровым торосам пока неоткрытой экзопланеты…

Camarudo Одноместная модель, оснащенная турбинным двигателем для стремительных полетов невысоко над поверхностью. Идеальна для охоты, а после некоторых модификаций приспосабливается и под обучение пилотов, и под не слишком сложные гоночные трассы, лучше — любительского уровня. Первый успешный проект Cosmic Motors.

Статья «Концептмейстер» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2016).