Экраноплан BВA-14: как был устроен уникальный советский гибрид самолета и подлодки

Один из самых печальных экспонатов музея Монино — загадочный футуристичный то ли самолёт, то ли подлодка. Что такое экраноплан ВВА-14? Для чего построен? Летал ли он вообще?
Экраноплан BВA-14: как был устроен уникальный советский гибрид самолета и подлодки
Getty Images

Самолет ВВА-14 — последняя работа Роберта Бартини, знаменитого авиаконструктора, эмигрировавшего из фашистской Италии в СССР в 1920-годах. Здесь Бартини с одной стороны расцвёл как талантливый инженер, разработав целый ряд интересных конструкций и прославившись на весь мир, а с другой познал все радости сталинского времени, отсидев как враг народа в лагерях (вместе со своим начальником — великим Андреем Туполевым). Кстати, заключение он отбывал в КБ закрытого типа («шарашке»), продолжая разрабатывать там авиационную технику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Роберт Людвигович Бартини — авиаконструктор, эмигрировавший в Советский Союз из Италии. ВВА-14 был его последней разработкой
Роберт Людвигович Бартини — авиаконструктор, эмигрировавший в Советский Союз из Италии. ВВА-14 был его последней разработкой
Секция истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН

Самолёт-амфибия

Но вернёмся к ВВА-14. Первый подобный проект итальянец представил в 1962 году, он назывался МВА-62. Это был самолёт-амфибия с возможностью вертикального взлёта и посадки. По сути, это был гибрид самолёта и судна на воздушной подушке — МВА-62 могла лететь как обычно, а могла идти подобно экраноплану над самой водой, скрываясь от радаров, плюс имела возможность садиться почти на любую поверхность. Ну и вообще, скоростная стратегическая амфибия — это звучало необычно. Единственный экземпляр хорошо показал себя на испытаниях, и Бартини дали добро на разработку более крупной модели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Особенность самолета-амфибии ВВА-14 — возможность совершить приземление и на суше, и на воде
Особенность самолета-амфибии ВВА-14 — возможность совершить приземление и на суше, и на воде
airwar.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От проекта к первому полету: история строительства самолета ВВА-14

В начале 1960-х годов в Люберецком районе Московской области началась работа над самолетом ВВА-14. Первоначально проектирование проходило на базе вертолетного ОКБ Н. И. Камова. Однако в 1968 году, после переезда Бартини в Таганрог, проект перенесли на завод № 86, где и было создано ОКБ Бериева, специализирующееся на самолетах-амфибиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В планах было строительство трех опытных образцов ВВА-14.

  • Первый образец — отработать режимы взлета и посадки как на наземную полосу, так и на воду, а также режим экраноплана.
  • Второй образец — испытать режимы вертикального взлета и посадки и полеты в режиме экранолета.
  • Третий образец — отработать все запланированные летно-технические характеристики и он должен был иметь вооружение. ВВА-14 на этапе идеи уже был амфибией со способностями обнаруживать подводные лодки в полете и на плаву, а также уничтожать их.
Строительство ВВА-14 началось в 60-х: было принято решение создать три образца самолета
Строительство ВВА-14 началось в 60-х: было принято решение создать три образца самолета
aviation21.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый образец самолета ВВА-14, известный как Змей Горыныч, увидел свет в 1972 году — это был уникальный экраноплан с катамаранным корпусом. Он оснащался двумя турбореактивными маршевыми двигателями, которые позволяли развивать скорость до 760 км/ч.

Для того, чтобы ВВА-14 мог совершить посадку на воду, на Ярославском шинном заводе были разработаны специальные поплавки, — они напоминали надувные матрасы и приобретали форму перед приводнением. Благодаря поплавкам самолет держался на воде при 4-х и 5-и бальных волнах и все равно был устойчив даже при сдутых поплавках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В течение трех лет самолет ВВА-14 проходил испытания как на суше, так и на море. Так, всего провели 107 полетов, в результате которых самолет продемонстрировал свое полное соответствие требованиям ТЗ. Он совершал полет на высоте 12 метров над поверхностью воды и был легок в управлении. В режиме катамарана ВВА-14 развивал скорость до 35 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее началась разработка подъемных двигателей для второго образца ВВА-14, но затягивание этого процесса привело к тому, что они так и не были сделаны. Бартини понял, что дальнейшее ожидание бесперспективно и решил доработать амфибию таким образом, чтобы она могла летать как экранолет.

Этот проект был очень важен для развития противолодочной авиации, но заказчик решил довольствоваться уже имеющимися на вооружении самолетами: Бе-12, Ил-38 и Ту-142. В результате проект закрыли в 1976 году.

Экраноплан, о котором все забыли

В результате машину решили переделать в экранолёт (то есть в большей мере экраноплан, чем самолёт, но способный подниматься на большие высоты). В 1976-м модификация ВВА-14М1П была закончена, но её испытаний уже практически не проводили, так как движущей силы проекта — Бартини — не было, а государство не слишком интересовалось экстравагантной конструкцией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 76-м году BBA-14 получил модификацию ВВА-14М1П, но без Бартини мотивации проводить испытания не было
В 76-м году BBA-14 получил модификацию ВВА-14М1П, но без Бартини мотивации проводить испытания не было
aeronavtika.com

С машины было снято всё лишнее, а корпус спустя какой-то период времени оттащили в Монино, где он и находится по сей день. Раз в год возникает очередной проект реставрации удивительной машины, но на данный момент воз и ныне там.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технические характеристики ВВА-14

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 25,97 м
  • Размах крыла: 28,5 м
  • Максимальная взлётная масса: 52 000 кг
  • Силовая установка: 2 маршевых двигателя ДТРД Д-30М и 12 подъёмных ДТРД РД36−35ПР
  • Максимальная скорость: 760 км/ч
  • Крейсерская скорость: 640 км/ч
  • Практическая дальность: 2450 км
  • Практический потолок: 10000 м
  • Вооружение: 2 авиационные торпеды, или 8 авиационных мин ИГМД-500, или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250, с максимальной боевой нагрузкой 4 000 кг.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Экраноплан ВВА-14 способен достигать скорости 760 км/ч
Экраноплан ВВА-14 способен достигать скорости 760 км/ч
war-book.ru