Экраноплан BВA-14: как был устроен уникальный советский гибрид самолета и подлодки

Один из самых печальных экспонатов музея Монино — загадочный футуристичный то ли самолёт, то ли подлодка. Что такое экраноплан ВВА-14? Для чего построен? Летал ли он вообще?
Экраноплан BВA-14: как был устроен уникальный советский гибрид самолета и подлодки
Getty Images

Самолет ВВА-14 — последняя работа Роберта Бартини, знаменитого авиаконструктора, эмигрировавшего из фашистской Италии в СССР в 1920-годах. Здесь Бартини с одной стороны расцвёл как талантливый инженер, разработав целый ряд интересных конструкций и прославившись на весь мир, а с другой познал все радости сталинского времени, отсидев как враг народа в лагерях (вместе со своим начальником — великим Андреем Туполевым). Кстати, заключение он отбывал в КБ закрытого типа («шарашке»), продолжая разрабатывать там авиационную технику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Роберт Людвигович Бартини — авиаконструктор, эмигрировавший в Советский Союз из Италии. ВВА-14 был его последней разработкой
Роберт Людвигович Бартини — авиаконструктор, эмигрировавший в Советский Союз из Италии. ВВА-14 был его последней разработкой
Секция истории авиации и космонавтики СПбФ ИИЕТ РАН

Самолёт-амфибия

Но вернёмся к ВВА-14. Первый подобный проект итальянец представил в 1962 году, он назывался МВА-62. Это был самолёт-амфибия с возможностью вертикального взлёта и посадки. По сути, это был гибрид самолёта и судна на воздушной подушке — МВА-62 могла лететь как обычно, а могла идти подобно экраноплану над самой водой, скрываясь от радаров, плюс имела возможность садиться почти на любую поверхность. Ну и вообще, скоростная стратегическая амфибия — это звучало необычно. Единственный экземпляр хорошо показал себя на испытаниях, и Бартини дали добро на разработку более крупной модели.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Особенность самолета-амфибии ВВА-14 — возможность совершить приземление и на суше, и на воде
Особенность самолета-амфибии ВВА-14 — возможность совершить приземление и на суше, и на воде
airwar.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От проекта к первому полету: история строительства самолета ВВА-14

В начале 1960-х годов в Люберецком районе Московской области началась работа над самолетом ВВА-14. Первоначально проектирование проходило на базе вертолетного ОКБ Н. И. Камова. Однако в 1968 году, после переезда Бартини в Таганрог, проект перенесли на завод № 86, где и было создано ОКБ Бериева, специализирующееся на самолетах-амфибиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В планах было строительство трех опытных образцов ВВА-14.

  • Первый образец — отработать режимы взлета и посадки как на наземную полосу, так и на воду, а также режим экраноплана.
  • Второй образец — испытать режимы вертикального взлета и посадки и полеты в режиме экранолета.
  • Третий образец — отработать все запланированные летно-технические характеристики и он должен был иметь вооружение. ВВА-14 на этапе идеи уже был амфибией со способностями обнаруживать подводные лодки в полете и на плаву, а также уничтожать их.
Строительство ВВА-14 началось в 60-х: было принято решение создать три образца самолета
Строительство ВВА-14 началось в 60-х: было принято решение создать три образца самолета
aviation21.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первый образец самолета ВВА-14, известный как Змей Горыныч, увидел свет в 1972 году — это был уникальный экраноплан с катамаранным корпусом. Он оснащался двумя турбореактивными маршевыми двигателями, которые позволяли развивать скорость до 760 км/ч.

Для того, чтобы ВВА-14 мог совершить посадку на воду, на Ярославском шинном заводе были разработаны специальные поплавки, — они напоминали надувные матрасы и приобретали форму перед приводнением. Благодаря поплавкам самолет держался на воде при 4-х и 5-и бальных волнах и все равно был устойчив даже при сдутых поплавках.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В течение трех лет самолет ВВА-14 проходил испытания как на суше, так и на море. Так, всего провели 107 полетов, в результате которых самолет продемонстрировал свое полное соответствие требованиям ТЗ. Он совершал полет на высоте 12 метров над поверхностью воды и был легок в управлении. В режиме катамарана ВВА-14 развивал скорость до 35 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее началась разработка подъемных двигателей для второго образца ВВА-14, но затягивание этого процесса привело к тому, что они так и не были сделаны. Бартини понял, что дальнейшее ожидание бесперспективно и решил доработать амфибию таким образом, чтобы она могла летать как экранолет.

Этот проект был очень важен для развития противолодочной авиации, но заказчик решил довольствоваться уже имеющимися на вооружении самолетами: Бе-12, Ил-38 и Ту-142. В результате проект закрыли в 1976 году.

Экраноплан, о котором все забыли

В результате машину решили переделать в экранолёт (то есть в большей мере экраноплан, чем самолёт, но способный подниматься на большие высоты). В 1976-м модификация ВВА-14М1П была закончена, но её испытаний уже практически не проводили, так как движущей силы проекта — Бартини — не было, а государство не слишком интересовалось экстравагантной конструкцией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 76-м году BBA-14 получил модификацию ВВА-14М1П, но без Бартини мотивации проводить испытания не было
В 76-м году BBA-14 получил модификацию ВВА-14М1П, но без Бартини мотивации проводить испытания не было
aeronavtika.com

С машины было снято всё лишнее, а корпус спустя какой-то период времени оттащили в Монино, где он и находится по сей день. Раз в год возникает очередной проект реставрации удивительной машины, но на данный момент воз и ныне там.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технические характеристики ВВА-14

  • Экипаж: 3 человека
  • Длина: 25,97 м
  • Размах крыла: 28,5 м
  • Максимальная взлётная масса: 52 000 кг
  • Силовая установка: 2 маршевых двигателя ДТРД Д-30М и 12 подъёмных ДТРД РД36−35ПР
  • Максимальная скорость: 760 км/ч
  • Крейсерская скорость: 640 км/ч
  • Практическая дальность: 2450 км
  • Практический потолок: 10000 м
  • Вооружение: 2 авиационные торпеды, или 8 авиационных мин ИГМД-500, или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250, с максимальной боевой нагрузкой 4 000 кг.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Экраноплан ВВА-14 способен достигать скорости 760 км/ч
Экраноплан ВВА-14 способен достигать скорости 760 км/ч
war-book.ru
Владимир Владимиров
Владимир Владимиров 06 Декабря 2021, 15:38
Кто такой грамотный написал ,что потолок самолета 10 000 КМ? Километры с метрами конечно одно и тоже.
Андрей Репин
Андрей Репин 28 Ноября 2021, 18:20
На Бериева на свалке видел, в единственном экземпляре, фото на воде сделано на гидробазе Демитрова
Роман Хантаев
Роман Хантаев 23 Ноября 2021, 05:33
Отличный был бы самолет гражданской авиации, для внутренних перевозок, рек и озер полно...
Андрей Сидоров
Андрей Сидоров 09 Ноября 2021, 19:59
нос на шляпу похож! и врагу сразу понятно куда ему следует сходить!
Karimboy Maxmudov
Karimboy Maxmudov 04 Ноября 2021, 19:39
С этой модели надо зделет точно такую но маленкий безпилотник и назвят именим канструктора
Гоша Ко
Гоша Ко 31 Октября 2021, 12:06
Хороший "агрегат"...
Vyacheslav Likhota
Vyacheslav Likhota 18 Апреля 2021, 18:02
После прекращения программы ВВА-14, самолёт «1М» закатили в цех на переоборудование в экспериментальный экранолёт 14М1П, собранный планер машины «2М» отвезли на дальний край заводской стоянки, третий экземпляр вертикально взлетающей амфибии так и не начали строить. После того как первый опытный экземпляр ВВА-14 был выведен из эксплуатации, его перевезли по рекам Дон, Волга, Москва на барже из Таганрога в подмосковный городок Лыткарино. На берегу Москва-реки он был оставлен без присмотра, частично разрушился, частично разобран вандалами. В 1987 году вертолётом его доставили в Монино в Центральный музей ВВС, где самолёт остаётся сильно поврежденный по сей день. Источник: https://aviation21.ru/vertikalno-vzletayushhaya-amfibiya-roberto-bartini-vva-14/, в т.ч. видео испытаний. Так что в описании не совсем верная информация.
vfxspb
vfxspb 10 Апреля 2021, 14:19
Практический потолок: 10000 км??? Прекрасная разработка даже по современным меркам!
Аркадий Агранович
Аркадий Агранович 31 Марта 2021, 12:37
А нынешней власти вообще кроме сырья ничего не надо. Только и думают, как ещё нас обобрать и что за бугор вывезти
kopeykindima
kopeykindima 02 Июня 2021, 11:56
А вы статью внимательно читали?
Сергей Лагунов
Сергей Лагунов 28 Апреля 2021, 13:51
Ахаха! Это ты .чтоль, сырьё?
Олег Душенов
Олег Душенов 30 Марта 2021, 02:30
Насчёт "всех радостей сталинского времени". Есть версия что больших и малых конструкторов и учёных специально типа сажали. А на самом деле ограждали таким вот образом от происков западных спецслужб и пускали им пыль в глаза. Ну и от соблазна сбежать за бугор. Страна в то время была на взлёте, за короткое время надо было сделать слишком многое, в частности под пристальным взглядом врага надо было хорошо укрепиться, и рисковать такими кадрами было нельзя. Вот и прятали их таким образом прр этом и мобилизуя их творческие ресурсы (не отвлекались ни на на что).
Иван Иванов
Иван Иванов 16 Мая 2021, 01:36
Расскажите об этом Королеву, которому на допросах сломали челюсть. Расскажите об этом великому Лангемаку, который создал формулу расчета сопел ракетных двигателей. Формулу, которую признали лучшей, ибо по ней удавалось получать оптимальный профиль сопла без длительного макетирования. Его расстреляли в 1938. Расскажите об этом великому микробиологу Льву Зильберу, который в 1930 спас Кавказ от эпидемии чумы, сумел установить, что за болезнь убивала людей в Сибири (был открыт клещевой энцефалит и создано лекарство от него) и который чуть не сдох в лагере от пеллагры. И не сдох он только потому, что был ГЕНИАЛЬНЫМ микробиологом и смог создать лекарство от пеллагры из ягеля и это лекарство спасло и его и десятки тысяч зеков, которые умирали в ГУЛАГе от этой опасной болячки.
odessakmv
odessakmv 17 Июня 2021, 06:53
Иван Иванов
Расскажите об этом Королеву, которому на допросах сломали челюсть. Расскажите об этом великому Лангемаку, который создал формулу расчета сопел ракетных двигателей. Формулу, которую признали лучшей, ибо по ней удавалось получать оптимальный профиль сопла без длительного макетирования. Его расстреляли в 1938. Расскажите об этом великому микробиологу Льву Зильберу, который в 1930 спас Кавказ от эпидемии чумы, сумел установить, что за болезнь убивала людей в Сибири (был открыт клещевой энцефалит и создано лекарство от него) и который чуть не сдох в лагере от пеллагры. И не сдох он только потому, что был ГЕНИАЛЬНЫМ микробиологом и смог создать лекарство от пеллагры из ягеля и это лекарство спасло и его и десятки тысяч зеков, которые умирали в ГУЛАГе от этой опасной болячки.
ну вообще-то об этом-то и речь, что часть из них по бумагам расстреляли, а на самом деле, они жили и работали и "воскресали "некоторые потом, .... а любителям рассказов, про злое НКВД, всегда хочется спросить: а доносы кто строчил, а тексты разоблачительные в газеты кто писал??? все это лично Сталин - или народец такое гнилой, так это именно те же кто сейчас призывает инфу про "детей и семьи" сотрудников полиции и спецорганов в сеть сливать.... такая же гниль из отребья лезет, но тут теперь не Сталин, а Путин виноват.... может в зеркало глянуть "раз рожа кривая"????
kopeykindima
kopeykindima 02 Июня 2021, 11:57
Иван Иванов
Расскажите об этом Королеву, которому на допросах сломали челюсть. Расскажите об этом великому Лангемаку, который создал формулу расчета сопел ракетных двигателей. Формулу, которую признали лучшей, ибо по ней удавалось получать оптимальный профиль сопла без длительного макетирования. Его расстреляли в 1938. Расскажите об этом великому микробиологу Льву Зильберу, который в 1930 спас Кавказ от эпидемии чумы, сумел установить, что за болезнь убивала людей в Сибири (был открыт клещевой энцефалит и создано лекарство от него) и который чуть не сдох в лагере от пеллагры. И не сдох он только потому, что был ГЕНИАЛЬНЫМ микробиологом и смог создать лекарство от пеллагры из ягеля и это лекарство спасло и его и десятки тысяч зеков, которые умирали в ГУЛАГе от этой опасной болячки.
Ну справедливости ради, про челюсть Королёва - та ещё брехня.
Mike Sob
Mike Sob 31 Марта 2021, 17:12
Благими намерениями вымощена дорога в ад!
Виктор null
Виктор null 04 Апреля 2021, 13:08
Mike Sob
Благими намерениями вымощена дорога в ад!
И где же Вы увидели АД?????