Эту машину прозвали «Летающим блином». Во всех списках странных, диковинных самолётов он — на первом месте. Зачем была спроектирована эта машина? Неужели военные собирались состязаться с летающими тарелками?
Самолёт дня: Vought V-173 «Flying Pancake»

Эту машину придумал инженер Чальз Циммерман, сотрудник Исследовательского центра Лэнгли (ныне под эгидой NASA). На самом деле это был проект по строительству ещё более серьёзного аппарата — Vought XF5U, аналогичного по компоновке и прозванному, в свою очередь, «Летающей лепёшкой».

Многие источники почему-то пишут, что Циммерман был немецким эмигрантом — видимо, из-за фамилии и приверженности тогдашней (конец 1930-х — начало 1940-х годов) авиационной промышленности Германии к смелым экспериментам. На деле он был американцем, родился в Канзасе, учился также в США, а концепцию «Летающего блина» придумал, поскольку предполагал, что такая форма крыла позволит самолёту сохранять стабильность и маневрировать на очень низких скоростях. Точнее, не предполагал, а подробно всё рассчитал, построил несколько моделей, продул их в аэродинамической трубе и предложил проект правительству — в качестве палубного бомбардировщика. Шла война, и рассматривались любые перспективные военные проекты.

Фото

Единственным способом проверить концепцию Циммермана в полной мере было строительство полноразмерного самолёта. Но проект был настолько смелым, что перед железной машиной Vought XF5U Циммерману предложили построить «рабочий макет», то есть деревянно-парусиновый самолёт. Ну мало ли. Если не полетит, будет не жаль потраченного времени и денег. Так и появился Vought V-173.

23 ноября 1942 года «Блин» вполне успешно полетел в первый раз. Единственное, на что жаловался тест пилот Vought Бун Гайтон, это сильная вибрация от двигателей. Во время полётов «Блин» вызывал сильное волнение людей внизу, потому что те принимали его за летающую тарелку. Одним из тест-пилотов машины был сам Чарльз Линдберг.

Фото

К 1946-му году самолёт уже всё доказал — он был очень жёстким, прочным и успешно маневрировал на низких скоростях (правда, вибрацию инженеры так и не победили). Железная версия Vought XF5U также была построена, компания приступила к её испытаниям.

Но Циммерман опоздал. К этому времени уже были понятны преимущества реактивной палубной авиации, и самолёт с поршневым двигателем был заведомо устаревшим. Железный Vought XF5U уничтожили (причём он оказался настолько прочным, что пришлось использовать гирю для разрушения зданий), а деревянный Vought V-173 сохранили для потомков. Ныне он хранится в коллекции Смитсоновского института.

Основные характеристики Vought V-173 «Flying Pancake» : Экипаж: 1 пилот Длина: 8,128 м Размах крыльев: 7,1 м Максимальная взлётная масса: 1024 кг Двигатели: два четырёхцилиндровых двигателя Continental O-170 Максимальная скорость: 222 км/ч

Фото