«Бельфегор», получивший это неофициальное прозвище в честь известного демона, был и остаётся единственным в истории реактивным сельскохозяйственным самолётом. И единственным реактивным бипланом. Вообще, тот, кто догадался поставить реактивный двигатель на «кукурузник», заслуживает уважения. Мы бы не догадались.
Самолёт дня: PZL M-15 Belphegor

Эта странная машина была разработана в Польше по заказу советского сельскохозяйственного сектора: нужно было обрабатывать химикатами гигантские площади, и классические медленные сельхозсамолёты не справлялись. Разработка началась в 1971 году, а 20 мая 1973 года машина совершила первый полёт.

Конструкция отталкивалась от необходимости распыления. В обычном кукурузнике распыление происходило под собственным весом химикатов либо в более поздних моделях с помощью специальных электрораспылителей. В «Бельфегоре» для этого намеренно отбирался сжатый воздух от двигателя — это позволяло облегчить машину, удалив дополнительное оборудования для распыления.

Компоновку биплана выбрали для замедления самолёта (уменьшения рабочей скорости), а толстые опоры крыльев — это, собственно, топливные баки. Самолёт оказался крайне неэкономным и весьма неэффективным (он проигрывал по качеству распыления медленным винтовым машинам), и потому построено было всего 175 экземпляров, что по меркам планового авиастроения — мизер. А прозвище «Бельфегор» самолёту дали французы на Парижском авиасалоне 1976 года за специфический «демонический» шум.

Фото

Сохранилось несколько экземпляров M-15 — судя по всем, четыре, два в Польше и два в России. На машину можно посмотреть, например, в музее в Монино, а также в Ульяновском авиационном музее.

Основные характеристики PZL M-15 Belphegor: Экипаж: 1 пилот Вместимость: 2 пассажира, или 2900 л жидких химикатов, или 2200 кг порошковых химикатов Длина: 12,72 м Размах крыльев: 22,33 м Максимальная взлётная масса: 5650 кг Двигатели: турбореактивный двигатель АИ-25 Максимальная скорость: 200 км/ч Крейсерская скорость: 140 км/ч Практическая дальность: 400 км

Фото