А что это мы всё про британскую, американскую, французскую, советскую авиацию? Неужто в Китае самолётов не строят? Оказывается, строят. И строили. И даже в какой-то мере могли конкурировать с «Боингом» и другим пассажирскими самолётами. Итак, перед нами лидер китайской пассажирской авиации. Ну, почти.
Самолёт дня: Shanghai Y-10

Shanghai Y-10, совершивший свой первый полёт 26 сентября 1980 года, стал последним за 35 лет построенным в Китае пассажирским авиалайнером. Следующая машина схожего класса, Comac ARJ21, появится лишь в 2008 году. При разработке инженеры совершенно явно «посматривали» на Boeing 707, но создали в принципе оригинальную конструкцию.

Заказ на новый самолёт, должный продемонстрировать техническое превосходство Китая над США, СССР и другими мировыми авиастроительными лидерами, пришёл в 1970 году лично от престарелого Мао Цзэдуна, и закипела работа. Над инженерами постоянно нависали правительственные наблюдатели, но, с другой стороны, и денег на разработку не жалели. Было построено три образца, правда, первый полёт новой машины вождь не увидел, так как скончался в 1976-м.

Но вышел казус. Когда машина неплохо показала себя в полёте, её «прототип», 707-й «Боинг», отпраздновал своё 21-летие и был торжественно снят с американского конвейера как бесповоротно устаревший. В итоге номинальный заказчик и единственный возможный покупатель, Администрация гражданской авиации КНР, закупать Shanghai Y-10 отказался. В итоге в 1983 году проект закрыли, а Китай ещё четверть века ждал собственного пассажирского лайнера.

Фото

Один из трёх экземпляров Shanghai Y-10 сохранился и экспонируется. Всё-таки это был первый китайский среднемагистральный реактивный пассажирский самолёт.

Основные характеристики Shanghai Y-10: Экипаж: 5 человек Вместимость: 178 пассажиров Длина: 42,93 м Размах крыльев: 42,24 метров Максимальная взлётная масса: 110227 кг Двигатели: 4 турбовентиляторных двигателя Pratt & Whitney JT3D Максимальная скорость: 639 км/ч Практический потолок: 12000 метров Практическая дальность: 8300 км

Фото