Сегодня мы поговорим о профессии мастеров, превращающих стекло в инструменты науки, потому что Рик Герхард, наш герой, не простой стеклодув, а научный. Он делает лабораторные приборы значительно более высокого качества, чем любые промышленные аналоги.

Рик Герхард — один из немногих представителей своей профессии — он мастер-стеклодув, работающий не в области искусства, а в области суровой лабораторной науки, и не где-нибудь, а в Калифорнийском технологическом. Сидя на корточках в подвале химической лаборатории среди детекторов гравитационных волн и нейропротезов, он устраняет сколы на разбитой колбе.

Вооружившись горелкой, Рик разделяет массу стекла на части, как плотную патоку, легким движением запястья придавая ей нужную форму. В пляшущем свете танцующих огоньков он пристально вглядывается в свое изделие, пытаясь увидеть микроскопические, незаметные для глаза обычного человека несовершенства.

«Дело не только в функциональности, вещь также должна быть красивой», — пояснил он. В глазах Герхарда, стекольный мастер — это не только ремесленник, но еще и художник. Глядя на его работу, трудно с ним не согласиться.

Мастер за работой
Мастер за работой

Здесь, в мастерской стеклодува, где Гехарт превращает обычные заготовки в сложное лабораторное оборудование, стеклодув — король. Двух одинаковых фрагментов посуды не найти, каждый прибор по‑своему уникален. И простые студенты, и учёные ведущих мировых лабораторий уже два десятилетия пользуются услугами мастера, и каждый крупный проект начинается с решения Рика: может ли он создать необходимые инструменты.

Эта профессия — настоящий раритет. Чтобы освоить ее, придется пройти весьма трудный путь. К примеру, в США всего одна школа, Salem Community College (SCC) в Нью-Джерси, может предложить курс обучения на стеклодува такого класса. В дополнение к практическим занятиям, студенты обязаны пройти курс органической химии, математики и компьютерного моделирования. «Вы должны располагать достаточными знаниями в области механики, химии, физики, термодинамики и, разумеется, обладать большим опытом в своем ремесле, чтобы быть способным выполнять работу такого уровня», — говорит Деннис Брэнинг, преподаватель из SCC.

В пламени горелок рождается будущий прибор
В пламени горелок рождается будущий прибор

Рику 71 год, и он уже принял решение уйти в отставку, и теперь кто-то должен прийти к нему на смену. В мире победившего заводского производства совсем немногие стеклодувы достигают того уровня мастерства, который нужен для работы в Калифорнийском техническом институте.

«Эта профессия постепенно вымирает», — говорит Сара Райзман, которая обратилась к Герхарду, чтобы тот создал два десятка хитроумных пробирок, напоминающих лабиринты, для нужд лаборатории органической химии. «Сейчас мастеров-стеклодувов осталось совсем немного, и сложно найти человека, который взял на себя хотя бы часть его работы».

В наши дни в мире и в самом деле существует не так много представителей этого прекрасного ремесла. В России специалисты по «научному стеклу» работают в ряде крупных институтов, разрабатывая приборы нестандартных форм для лабораторий самого разного профиля. Мы надеемся, что бездушное машинное производство не убьёт эту технико-романтическую профессию.