Технология виртуальной реальности (VR) известна уже несколько десятков лет, но пока не получила широкого распространения. Возможно, пришло ее время — новый тип развлечений обещает настоящий переворот.
Проект Void: полное погружение в виртуальную реальность

Крис Медсен двигается к открытой настежь двери по коридору с мелькающими в воздухе частичками пыли. Переступив порог, он обнаруживает себя балансирующим на краю обрыва и едва удерживается от падения. Нагнувшись, он заглядывает в пропасть, раскрывшуюся на сотни метров вниз: там, в зеленоватой дымке, просматриваются отвесные скалы. Резкий порыв ветра распахивает его куртку и толкает Криса назад, от неминуемой гибели. С дрожью в коленях Крис снимает шлем виртуальной реальности, оставаясь в комнате размером 10 х 10 м — центре виртуальной реальности Void недалеко от Солт-Лейк-Сити. Название центра представляет собой игру слов: Void переводится как «пустота», а расшифровывается как Vision of Infinite Dimensions, «Образы бесконечных измерений». Дополнительные спецэффекты — потоки воздуха, водяные брызги и тепловые завесы (для имитации дождя и огня) — создают ощущение полного погружения в виртуальную реальность. Одним из главных факторов, благодаря которому возникает ощущение присутствия, — возможность перемещения в пространстве. Именно эта мысль была заложена в основу технологии Void ее создателем Кеном Бретшнайдером. Он проанализировал слабые места современных VR-технологий и сфокусировался на разработке собственной платформы Rapture. Важной задачей стал поиск способа отслеживать перемещения нескольких игроков. Рассматривались различные варианты: при помощи камер, лазеров или электромагнитного поля, однако ни одна система не обеспечивала достаточной надежности. В итоге Кен нашел решение в статье об определении местоположения роверов NASA с помощью радиочастотной триангуляции. Void модифицировала технологию NASA под свои нужды — теперь система определяет положение игрока с точностью до миллиметра. Дисплей VR-шлема Rapture Скругленный в нескольких плоскостях OLED-дисплей обеспечивает картинку с разрешением 2К для каждого глаза.

Периферийные устройства Rapture Один из игровых предметов, оснащенных хаптической обратной связью. Разумеется, для игры есть и классическое помповое ружье.

Жилет Rapture Обеспечивает четыре типа хаптической обратной связи, чтобы игрок мог в полной мере ощутить эффект от попадания в него лазерного луча или пули противника. Еще одна задача, которую пришлось решать инженерам Void — как приспособить платформу для ходьбы и бега в ограниченном пространстве 20 х 20 м. Креативный директор Void Кёртис Хикман — иллюзионист, принимавший участие в создании шоу Дэвида Копперфильда — придумал концепцию «бесконечного коридора». Его хитроумная уловка основана на любопытной особенности нашего мозга: при отсутствии визуальных и звуковых ориентиров (например, когда на голову надет VR-шлем) человек естественным образом начинает ходить кругами, будучи при этом полностью уверенным, что идет по прямой.

У проекта Void множество уникальных технологий, но, несмотря на это, многие относятся к нему скептически. «Я понимаю беспокойство пользователей, — комментирует Кен. — Достигли ли мы совершенства? Еще нет. Однако результаты бета-тестирования платформы, в котором приняли участие 2000 человек, оказались впечатляющими — у нас не было ни одного недовольного тестера!» Необходимые технологии уже существуют. Дело за малым — надо, чтобы они подняли нас с диванов!

На привязи Void — далеко не первый VR-проект. В январе 2015 года на выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе был показан стенд Virtuix Omni, позволяющий игроку бегать и стрелять. При этом игрок постоянно находится «на привязи» в устройстве, больше напоминающем детские ходунки. Не самое лучшее решение для динамичного шутера от первого лица.

Статья «Погружение в виртуальность» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2016).