В то время как «Безумный Макс» сорвал банк технических «Оскаров», «Популярная механика» решила заглянуть за кулисы и изучить, за что же вручаются специальные награды «За научные и технические достижения».
За кулисами «Оскара»: за что вручаются специальные награды

У премии «Оскар» помимо основных номинаций есть и несколько специальных наград. Каждый год во время телетрансляции на экранах появляется двухминутный ролик о лауреатах награды «За научные и технические достижения». Ведущий рассказывает о самой церемонии (премии в этой категории вручают отдельно, за две недели до основного шоу), камера берет крупным планом молодую актрису, которая радостно пожимает руки солидным мужчинам в смокингах (среди которых иногда встречаются и элегантные дамы). Ирония в том, что без этих людей современное кино уже невозможно представить. «Популярная механика» решила отдать им должное и рассказать о технологиях и специализированном оборудовании, об инженерах, разработчиках камер и специальных программ, об их достижениях — обо всем, без чего сегодня не обходится производство ни одного из любимых публикой блокбастеров.

Обладатели премии «За научные и технические достижения»

За технические достижения Выдается за технологические инновации, продвинувшие киноиндустрию на шаг вперед. Победитель получает специальный сертификат. Победители прошлых лет: Питер Браун — за систему подвески камеры MAT-Towercam Twin Peek.

За научный и инженерный прорыв Вручается за разработки, повсеместно использующиеся в киноиндустрии и породившие множество подражаний. Победитель получает золотой почетный знак. Победители прошлых лет: Джон Фредерик, Боб Майерс, Карл Раше и Том Лианза — за профессиональный дисплей HP DreamColor LP2480ZX.

Статуэтка «Оскар» Эту награду можно получить только за выдающиеся технологические достижения, ставшие стандартом в индустрии кино и преобразившие ее. Настоящая статуэтка выдается не каждый год, и заработать ее действительно сложно. Победители прошлых лет: Д-р Ларри Хорнбек — за цифровое микрозеркальное устройство (DMD).

Номинации этого года

Мы отобрали несколько интересных и понятных претендентов на премию в этом году.

Технология оцифровки мимики актеров FACETS (компания Weta Digital)

Фото
C помощью этой разработки удается мгновенно накладывать мимику актеров на персонажей компьютерной графики. Для этого используется специальный шлем с камерой, закрепленной перед лицом актера. Камера фиксирует мельчайшие мимические движения лица, а компьютер использует эти данные, чтобы оживить виртуальных персонажей. Технология нового поколения позволяет оцифровывать одновременно движения тела и мимику. Благодаря FACETS результат можно видеть почти что в реальном времени и оттачивать актерскую игру, чтобы персонажи смотрелись на экране как можно более органично. Где использовали: «Аватар», «Хоббит»

Надувной зеленый экран Airwall (компания Aircover Inflatables)

Фото
Раньше для создания масштабных спецэффектов приходилось возводить экраны на деревянных и металлических каркасах. По окончании съемок их разбирали и выбрасывали. Благодаря разработке Airwall теперь можно избежать впустую потраченных времени, денег и сил. Надувные зеленые экраны довольно легко устанавливаются на транспортные контейнеры, из них можно собрать практически любую конструкцию — все ограничивается лишь фантазией режиссера. Где использовали: «Годзилла», «Мстители: Эра Альтрона»

Система симуляции физических явлений на основе параллельных вычислений Odin (компания Weta Digital)

Фото

Odin отвечает за производство спецэффектов, создающих атмосферу кадра: красивые водопады на заднем плане, горящие здания и полные золота сокровищницы. Необходимые для этого ресурсы система черпает из объединенных в сеть компьютеров, обеспечивая невероятную детализацию всего за несколько часов работы. Раньше на вычисления могло уходить несколько дней. Где использовали: «Прометей», «Годзилла»

Объектив Squishy и система имитации тряски Image Shaker (компания Clairmont Camera)

Фото
Squishy используется для съемок происходящего во сне: за счет применения пластичной оптики картинка в центре смотрится четкой, а края выглядят расплывчатыми. Система Image Shaker сконструирована из двух стеклянных пластин, между которыми заключена жидкость. Пластины наклоняются в разных плоскостях, создавая ощущение, что вокруг все трясется. Где использовали: «Люди Икс», «Спасти рядового Райана»

Обладатели премии «За научные и технические достижения»

1931 На четвертой церемонии «Оскар» впервые вручаются награды в данной категории. Первыми их обладателями стали создатели звукозаписывающего оборудования с подавлением шумов и высокочувствительной черно-белой пленки.

1952 Академия отметила тех, кто стоял у истоков цветного кинематографа. Компания Eastman Kodak и отделение Ansco корпорации General Aniline and Film получили по статуэтке, а Technicolor Motion Picture Corp. был вручен сертификат.

1974 Церемония вручения премии отделяется от основного шоу, одним из первых ее ведущих становится Грегори Пек, звезда 1940−1960-х.

1977 Награды удостоены создатели технологии Steadicam, позволяющей оператору снимать «с рук». Благодаря этому сцены, в которых Рокки лазает по горам, смотрятся гораздо лучше, чем «Ведьма из Блэр», снятая на любительские камеры.

1994 Отец и сын Петро и Пол Влахос получили статуэтки за изобретение технологии «синего экрана». Эта техника позволила Нео получить способности Избранного в «Матрице».

1996 Компания IMAX получает награду за съемку фильмов в новом широкоугольном формате.

2008 Эд Катмелл, глава Walt Disney и Pixar, один из создателей технологии RenderMan, впервые примененной для работы над «Историей игрушек», удостоился награды имени Гордона Сойера — одного из «Оскаров» за научные и технические достижения.

Невероятные спецэффекты по версии «Популярной механики»

Наше внимание привлекли прогулка на невероятной высоте, фильм, целиком снятый на iPhone, и рекордная задержка дыхания Тома Круза.

Лучшие эффекты — всё по‑настоящему

«Безумный Макс: Дорога ярости»
Тому Харди пришлось делать все самому — создатели фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» решили использовать минимум компьютерных спецэффектов.

Создатели фильма сделали ставку на воссоздание реальности с минимальным использованием компьютеров. Специально для съемок было переделано более 150 машин, и большинство из них отправилось в утиль к завершению работы над «Безумным Максом». «До конца «дожили» всего штук десять», — вспоминает координатор каскадеров Гай Норрис. В самых массовых сценах участвовали около 150 исполнителей трюков, и их основной задачей было создать хаос, который все же не выходил бы из-под контроля Норриса. Готовя сложные перемещения людей и техники в кадре, съемочная группа использовала игрушечные машинки: «Каждый водитель брал в руки свою машинку, и мы прогоняли предстоящий эпизод от начала до конца, как футбольная команда, оттачивающая стратегию атаки с тренером. Единственное отличие от спорта — вокруг нас постоянно что-то взрывалось».

Лучший трюк

«Миссия невыполнима: Племя изгоев»
«Миссия невыполнима: Племя изгоев»
В этой части невероятного экшена Тому Крузу пришлось не только висеть на борту взлетавшего самолета — по словам постановщика трюков Вейда Иствуда, сцена на взлетной полосе оказалась не самой сложной. «Попытка похищения компьютерной флешки, спрятанной в подводном хранилище, потребовала гораздо больше времени и сил, — делится воспоминаниями Вейд. — Но смотрится она на одном дыхании!» В буквальном смысле слова, ведь снималась она одним планом, и Тому Крузу пришлось задержать дыхание на целых шесть минут!

Задержка дыхания «Том приступил к тренировкам заранее. Нам помогал мировой рекордсмен по задержке дыхания. Самое трудное — отучить мозг от естественного желания сделать глоток воздуха в тот момент, когда уже нет больше сил держаться дольше. Это настоящая борьба с самим собой». Для воссоздания потока от вращающихся лопастей подводной турбины, тянущего героя назад, на спине Тома закрепили специальные тросы. Обратный отсчет С помощью компьютерной графики был отрисован антураж сцены, но в центре действия находился сам Том, и задерживать дыхание ему пришлось по‑настоящему. Это казалось очень рискованным решением. «Как только Том погружался в воду, мы тут же запускали обратный отсчет. Можно сколько угодно планировать и отрабатывать один и тот же трюк, но после того как сделан последний вдох, таймер начинает неумолимо тикать. Сложно совладать с собой в такой обстановке. Мы с Томом условились, что, если ему будет не хватать воздуха, он подаст сигнал. Но нервы у всех были на пределе, и если бы у меня возникли хоть малейшие сомнения в безопасности, я был готов в любой момент прервать съемку и вытащить его на поверхность — даже если бы нам пришлось переделывать все заново».

Лучшее применение iPhone

«Мандарин»
«Мандарин»
Фильм Шона Бейкера рассказывает историю проституток-транссексуалов из Лос-Анджелеса. Помимо интересного сюжета, фильм отметился еще одной новацией. Для съемок Шон использовал iPhone 5S — и на залитых солнечным светом улицах Голливуда, и в помещениях. «В Лос-Анджелесе интересно работать со светом, он здесь необычный, — делится впечатлениями Шон. — В воздухе много пыли, которая красиво отблескивает в лучах заходящего солнца. Мне нравится этот насыщенный оранжевый оттенок». С помощью съемного анаморфотного объектива Moondog Labs режиссеру удалось «размазать свет по всему кадру». В арсенал Шона и его оператора Радиума Ченга также вошли приложение для настройки фокуса и экспозиции FiLMiC Pro и стабилизатор изображения Smoothee.

Помимо цены, основным преимуществом смартфона для Шона стал его размер. «Когда снимаешь полудокументальную историю, без скрытой камеры практически не обойтись. А как иначе передать дух уличной жизни?» — объясняет он. Шон пока не решил, какое устройство использовать для следующего фильма: «Мы снимали «Мандарин» полтора года назад. Если бы тогда у нас был iPhone 6, мы обошлись бы без Smoothee, ведь в смартфон встроена отличная система стабилизации изображения».

Лучшая кукольная мультипликация

«Аномализа»
«Аномализа»
Когда в 2005 году сценарист, обладатель премии «Оскар» Чарли Кауфман ставил в Лос-Анджелесе свою пьесу «Аномализа», у него и в мыслях не было снять по ней фильм. Но когда ему предложили адаптировать сюжет для кукольной анимации, ему сразу приглянулась идея рассказать эту историю любви с помощью покадровой съемки.

«В этом виде анимации чувствуется какая-то хрупкость, — рассказывает Чарли, ставший режиссером картины совместно с Дюком Джонсоном. — Мы намеренно оставили шероховатости на лицах персонажей, чтобы передать ощущение присутствия невидимого аниматора, управляющего их судьбами».

На съемки «Аномализы» ушло три года. Работа началась с записи диалогов актеров, затем создатели картины приступили к изготовлению кукол и антуража для сцен. Тела главных персонажей вылепили из силикона, головы распечатали на 3D-принтере, а на волосы пошла шерсть яка.

В данном виде анимации съемочный процесс оказывается достаточно кропотливым, но зато дает создателям широкий простор для воплощения творческих идей. «Нам хотелось, чтобы герои выглядели как можно более живыми, поэтому мы решили сделать их по кальке с реальных лиц, — объясняет Дюк. — Мы фотографировали разных людей, а скульпторы переносили их образы в кукольную форму».

Лучшая сцена драки

«Kingsman: секретная служба»
«Kingsman: секретная служба»
Спецагент в исполнени Колина Ферта оказался особенно хорош в трехминутной сцене драки в церкви, в которой он жестоко расправляется с прихожанами. Но работа над тремя минутами бойни заняла девять дней. По замыслу режиссера, вся сцена должна была выглядеть снятой одним планом, и, по словам оператора Джорджа Ричмонда, чтобы добиться этого эффекта, съемочной группе пришлось изрядно попотеть. В итоге ее «склеили» из нескольких эпизодов. «Чтобы создать ощущение одного плана, — вспоминает Джордж, — мы делали по 20−25 дублей, пытаясь совместить начало и конец каждого фрагмента». Не обошлось и без компьютерной графики: с ее помощью «замазывали» прикрепленные к актерам тросы, а в некоторых эпизодах «подрисовывали» их лица. Самый необычный песок
«Марсианин»
«Марсианин»

Картина Ридли Скотта полна спецэффектов, и создание марсианского песка оказалось не самым простым из них. Помощник режиссера Артур Макс знал, что в кино для изображения поверхности других планет часто снимают дюны Иордании, но чтобы точно воссоздать марсианскую пустыню, съемочной группе пришлось приготовить песок по собственному рецепту. За основу взяли снимки марсохода Curiosity, советы экспертов из Лаборатории реактивного движения NASA и Космического центра им. Джонсона. «Часть песка и камней мы привезли из Иордании, а грунт подобрали в Венгрии, где проходили павильонные съемки, — рассказывает Артур. — Мы заготовили большой объем песка, около 2800 м3». Перемешать такую массу оказалось непросто, так что из 11 недель, отведенных на подготовку площадки, четыре ушло на отсыпку ее песком.

Самый головокружительный момент

«Прогулка»
«Прогулка»
В центре картины Роберта Земекиса — история Филиппа Пети, в 1974 году совершившего переход по стальному тросу между башнями-близнецами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Создание съемки Все съемки с башнями-близнецами проходили на фоне зеленых экранов. Постановщику эффектов Кевину Бейли и его команде пришлось «отстраивать» виртуальный Нью-Йорк с нуля. «Современная панорама города сильно отличается от того, каким он был в 1974 году, — объясняет Кевин. — Мы не могли просто приехать, отснять натуру и вставить ее в компьютер. Пришлось перелопатить кучу материала, собрать тысячи фотографий… А потом началась кропотливая работа: мы «построили» каждое здание, отрисовали каждое окно, каждую закусочную на улице».

Реалистичность съемки Съемочная площадка имела размеры 12? х?18?м, а актеры работали в 3,5?м над землей. «При падении с такой высоты можно запросто покалечиться, так что зеленые экраны вовсе не лишили актеров страха падения, — рассказывает Кевин. — Чтобы усилить эти ощущения, мы полностью обложили пол фотографиями земли с крыши небоскреба, а система Simul-Cam в реальном времени выводила на экран «финальную» картинку с воссозданным компьютером пейзажем, чтобы актеры видели реальность, окружавшую их персонажей, хотя вокруг них были лишь сплошные зеленые стены».

Почувствовать высоту Чтобы создать ощущение высоты у зрителей, были использованы два хитрых приема. «Направляя камеру к линии горизонта, мы слегка поднимали ее над головой Филиппа — так, чтобы она захватывала огромную пропасть под ним. По коже тут же начинают бегать мурашки, — вспоминает Бейли. -Когда кадр начинается у края здания, а затем камера перемещается, как бы заглядывая за него, у зрителей возникает ощущение, словно они сами свесились за край».

Проход по тросу Гордон-Левитт брал уроки хождения по канату у самого Филиппа Пети, но без спецэффектов все равно не обошлось. «На спине у Джозефа был закреплен трос, — раскрывает секрет Бейли. — Но он не висел на страховке, ведь даже слабое ее натяжение моментально ведет к потере равновесия. Трос требовался лишь для безопасности. К счастью, он ни разу не пригодился». При компьютерной обработке его удалили из кадра.

«Еще одна деталь, которую пришлось замаскировать — шес­тиметровая стальная пластина, окрашенная в зеленый цвет. Она находилась прямо под тросом, в 3,5 м над землей, и если Джо вдруг начинал терять равновесие, он мог опереться о нее ногой». Чтобы воспроизвести все движения Пети на тросе, Земекису пришлось даже привлечь опытного акробата из Cirquе du Soleil Джейда Киндар-Мартина — самые сложные движения у актера не получались. В процессе обработки материала на компьютере Бейли заменил лицо дублера, объединив игру актера с движениями акробата.

Статья «Популярная механика отправляется за «Оскаром». Секреты премии «За научные и технические достижения»» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2016).