Один или максимум два раза в десять лет авиакомпании проводят полную разборку самолета, чтобы проинспектировать каждую деталь.
Авиалайнер. Полный осмотр

В авиационной технике происходят революционные изменения. Airbus выводит на рынок новое семейство авиалайнеров A350XWB, сконструированных по большей части из композитных материалов. Крылья этих лайнеров смогут изменять форму во время полета для улучшения аэродинамических характеристик и снижения расхода топлива. Boeing разработал пенометалл («металлическую микрорешетку»), который чуть-чуть легче воздуха. Его начнут использовать в коммерческих самолетах уже в ближайшем десятилетии. Но рядом с новыми технологиями возникли и новые опасности — например, многочисленные беспилотники, которые стали представлять реальную угрозу для авиалайнеров. В октябре 2015 года был проведен анализ 891 доклада в Федеральное управление гражданской авиации США о встречах пилотируемых самолетов с БПЛА, в результате которого выяснилось, что в 248 случаях дроны оказывались на расстоянии менее 150 м от пассажирских лайнеров! Современные программы технического обслуживания воздушных судов жестко регламентированы. Точно так же, как легковые автомобили проходят осмотр в зависимости от пробега — базовый каждые 5000? км и основательный через каждые 100?000, так и у самолетов есть свой регламент проведения технических работ. Аналог 100-тысячного ТО легковушек в авиации — D-check, или Heavy Maintenance Visit (HMV). Для проведения D-check самолет отправляется на специализированную базу, где его буквально разберут по винтикам, внимательно проинспектируют каждую деталь и при необходимости заменят выработавшие ресурс агрегаты на новые. Весь комплекс работ занимает больше месяца и довольно трудозатратен. Обычно D-check проводится раз в шесть или восемь лет, стоимость такого обслуживания столь высока, что, когда приходит время делать его в третий раз, авиакомпании выгоднее просто продать самолет на запчасти.

Программа проведения D-check

Этап 1. Подготовительные работы Прибытие Функциональне проверки. Прежде чем разбирать поступившее на обслуживание воздушное судно, производят проверку работоспособности всех его систем: гидравлической, пневматической, электронной, навигационной и системы поддержания давления внутри фюзеляжа.

Этап 2. Разборка Снятие внутренних частей. Для инспекции структурной части самолета (так называемого планера) необходимо разобрать и вынести внутреннюю обшивку кабины, потолок, пол, изоляционный слой, пассажирские кресла, полки для ручной клади и прочее внутреннее оборудование.

Удаление наружных частей. Панели фюзеляжа и обтекатели также снимают, чтобы обеспечить доступ техников к структурным элементам лайнера.

Этап 3. Инспекция

Общий визуальный осмотр. Вооружившись фонариками и инспекционными зеркалами, техники изуча­ют состояние внешних поверхностей обшивки фюзеляжа, крыльев, дверей, шасси и других узлов.

Детальный визуальный осмотр. На этом этапе происходит тщательная инспекция с целью выявить признаки мелких трещин, коррозии или термического воздействия от ударов молний.

Этап 4. Обслуживание, ремонт и замена модулей Расходные детали. Выработавшие свой ресурс агрегаты (фильтры, кабели и др.) заменяют на новые, проводится обслуживание закрылков и элеронов.

Выявленные проблемы. Проблемы, выявленные в ходе инспекции, обсуждаются с представителями авиакомпании, и те решают, что и как будет ремонтироваться.

Обновление модулей. Пока самолет находится на D-check, можно произвести обновление его систем и замену модулей на более современные — например, изменить конфигурацию и количество кресел в салоне.

Этап 5. Завершение технического обслуживания

Тестовый полёт. По окончании обслуживания производится тестовый полет с представителями авиакомпании. Его цель — убедиться в полной готовности воздушного судна к перевозке пассажиров.

Неразрушающий контроль

Как проверить детали самолета, не повредив их? Некоторые методы выявления дефектов — например, налечь изо всей силы на полку, чтобы узнать, треснет она или нет — могут привести к разрушению деталей. При выявлении дефектов в агрегатах авиалайнеров техники отдают предпочтение методам неразрушающего контроля, позволяющим выявить скрытые дефекты и не со­здать при этом новые.

1. Капиллярная дефектоскопия На деталь наносят специальную жидкость с высокой проникающей способностью. Излишки удаляют и наносят ярко-белый проявитель. На поверхности становятся заметны микротрещинки, заполненные пенетрантом. 2. Вихретоковый метод Деталь пропускают через электромагнитное поле, генерируемое возбуждающей катушкой. Наличие дефектов определяют анализом взаимодействия создаваемых вихревых токов с внешним полем от катушки. 3. Ультразвуковой контроль Через инспектируемую деталь пропускают звуковые волны высокой частоты. Неоднородность материала (дефекты) приводит к отражению звуковых волн со случайными интервалами. 4. Магнитно-поро­ш­ковый контроль Деталь намагничивают и на ее поверхность распыляют слой суспензии из магнитных частиц. Возникающие над местом дефекта неоднородности магнитного поля разрушают целостность этого слоя. 5. Рентгеновский контроль Для выявления внутренних и внешних дефектов можно использовать снимок, выполненный методом рентгеноскопии.

Статья «Авиалайнер. Полный осмотр» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2016).