Архитектурные рекорды: кто и зачем строит гигантские статуи

Когда-то небоскребы стали символом растущей технологической мощи Нового Света, а заодно и свидетельством дороговизны земли на Манхэттене и в других даунтаунах больших американских городов. Потом мода на гигантские здания резко сместилась географически, и теперь все ближе к небу растут здания на разбогатевшем Востоке. Нечто подобное произошло в новейшее время с исполинскими изваяниями.
Архитектурные рекорды: кто и зачем строит гигантские статуи
Getty images

Сегодня сложно себе представить, чтобы греки возвели нечто подобное Родосскому колоссу, да и египтянам не до сфинксов. Зато список самых грандиозных скульптур в мире пока еще уверенно возглавляет статуя Валлабхаи Пателя в индийском штате Гуджарат. 240 метров в высоту, включая пьедестал! А в 1886 году самым высоким сооружением в Нью-Йорке были не небоскребы, а всемирно известная статуя Свободы, придуманная Фредериком Огюстом Бартольди и построенная Гюставом Эйфелем, которому еще только предстояло возвести свою башню. Зеленоватая из-за окислившейся медной оболочки, она опирается на мощный железобетонный пьедестал, облицованный мрамором, и скрывает в себе опорную колонну и внешний каркас из сборных конструкций — материалом для них стало пудлинговое железо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советский рекорд

Должно было пройти еще почти 80 лет, чтобы у изваяния при входе в Нью-Йоркскую гавань появился серьезный конкурент. Фигура «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане и без пьедестала имеет высоту 85 м. Для скульптора Евгения Вучетича его «Гюставом Эйфелем» стал выдающийся отечественный архитектор Николай Никитин, известный прежде всего как строитель Останкинской телебашни. Если учесть, что изваяние в память о Сталинградской битве построено из преднапряженного бетона, то родство с московской башней становится очевидным. Внутри «Родины-матери» находятся полые бетонные секции, стянутые 99 металлическими тросами. Внешние контуры фигуры выполнены тоже из бетона, и только меч стальной. В 1967 году, когда мода на огромные изваяния еще не распространилась по миру, творение Вучетича оставалось самой высокой в мире скульптурой (без учета пьедестала) и до сих пор считается самым высоким в мире изваянием женщины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Религия и политика

Но времена поменялись, и сегодня в рейтинге мегаскульптур уверенно лидируют Дальний Восток и Индия. В пятерке изваяний выше 100 м три статуи Будды — из них китайская, японская и мьянманская — и головы первых китайских императоров Ян-ди и Хуан-ди. Ниже в списке продолжаются Будды с неожиданным вкраплением (общее восьмое место) московского Петра I, правящего корабль куда-то в верховья Москвы-реки. Возможно, как и в случае с небоскребами, к этой гонке гигантомании присоединился бы и нефтеносный арабский Восток, но ислам запрещает изображения людей. Большинство новых мегаизваяний были построены в 90-е годы прошлого и особенно в нулевые годы века нынешнего. Основным вдохновляющим стимулом для этих творений стала религия и отчасти политика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме Будды, скульпторов Поднебесной вдохновляет образ Мао Цзэдуна, основателя Красного Китая, и хотя в сегодняшнем обществе фигура Мао воспринимается неоднозначно, пиетет по отношению к самому известному китайскому коммунисту никто не отменял. У города Чанша в родной для Мао провинции Хунань было решено воздвигнуть гигантскую голову бывшего главы КНР высотой 32 м. Мао постановили изобразить молодым, с развевающимися волосами. На эту романтичную скульптуру, которую закончили возводить в 2009 году, было израсходовано 8000 блоков красного гранита — они окружают железобетонный каркас, похожий на многоэтажный дом. Естественно, для того чтобы нести на себе гранит, каркас должен быть массивным, но стоит заметить, что подобная технология не совсем типична для гигантских фигур новейшего времени. Многочисленных Будд строят в основном по технологии, близкой к той, по которой возводили статую Свободы: внутренний стальной каркас из легкосборных деталей, а снаружи профильные элементы из металлического листа, например из бронзы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Будда в трубе

Существует подробный рассказ о том, как еще в конце 1980-х не самого высокого Будду из нынешних (всего 30 м в высоту) проектировали и возводили для установки на острове Лантау, являющемся частью территории Гонконга. Инициатором создания достопримечательности стал местный монастырь По Линь, и первоначально предполагалось, что Будда будет бетонным. Но, посчитав вес конструкции, проектировщики решили отказаться от бетона в пользу бронзы. Прежде чем воплотить фигуру «в металле», создали уменьшенный гипсовый эскиз в соотношении 1:5, который неоднократно переделывался. Кроме того, Пекинский институт аэродинамики построил специальную модель будущего изваяния, которую продувал в аэродинамической трубе. Это делалось для того, чтобы учесть при возведении фигуры ветровые нагрузки. Когда все детали были изготовлены на заводе в материковом Китае, началась тестовая сборка: отдельно были собраны нижняя средняя и верхняя часть скульптуры. Так удалось точно подогнать все детали. Наконец, все элементы фигуры отправили морем на остров Лантау, где на горе Мук Ю начался монтаж. Сначала был возведен стальной каркас, на который затем навесили бронзовые профили. Огромное лицо Будды по эстетическим причинам не могло нести на себе никаких следов стыков, и потому его изготовили из бронзы целиком. В таком виде оно не вписывалось в дорожные габариты, и на гору лицо пришлось доставлять на специальной автоплатформе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоит ли на них тратиться?

Наверняка с куда более сложными инженерными проблемами столкнутся создатели нового потенциального рекордсмена. В Индии Будда не так популярен — в свое время буддизм был там почти полностью вытеснен индуизмом, и скульптура, которая возвысится на 182 м, будет посвящена политическому деятелю. В статуе Единства найдет воплощение образ одного из лидеров Индийского национального конгресса, борца за независимость Валлабхаи Пателя. Фигуру установили в центре искусственного озера неподалеку от города Вардодара в штате Гуджарат. Общая высота сооружения вместе с пьедесталом составляет 240 м. В конструкции использовано 5700 т элементов стального каркаса, 18 500 т железной арматуры, 75 000 м3 бетона и 22 500 т бронзового листа, который, собственно, и формирует облик статуи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К строительству приступили 31 октября 2014 года. Финансирование происходило в форме частно-государственного партнерства, собираются пожертвования, и был даже объявлен сбор металлолома, который после переплавки используют если не в самой статуе, то в каких-то вспомогательных конструкциях, например при возведении ведущего к фигуре моста. Впрочем, в Индии, стране с преимущественно бедным населением, далеко не все разделяли энтузиазм по поводу уместности сверхдорогого и чисто имиджевого проекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Показательная в этом отношении история случилась все в том же Китае, где в провинции Хэнань затеяли строительство 36-метровой статуи Мао Цзэдуна. В этом варианте Мао выглядел совсем не так романтично, как в уже упомянутом изваянии. Здесь его решили изобразить в виде сидящего пожилого партийного чиновника, находящегося уже, вероятно, на вершине своей карьеры. Особый комизм скульптуре придавал цвет — Мао получился позолоченным. Фотография уже почти построенной фигуры обошла Всемирную сеть и вызвала немало колких замечаний. Они касались как своеобразного дизайна, так и вообще необходимости потратить полмиллиона долларов, которые вполне пригодились бы на что-то более полезное в этой бедной, аграрной части Китая, сильно пострадавшей, кстати, в годы маоистских экспериментов в рамках «Большого скачка». Результат оказался быстрым и неожиданным. Местные китайские власти распорядились снести этот шедевр монументального искусства и быстро прислали необходимую технику. Официальное объяснение этим действиям было дано в том духе, что на строительство памятника Мао не было получено всех необходимых разрешений. Кто знает, возможно, этот случай станет первым свидетельством о том, что и в Китае мода на мегаскульптуры однажды пройдет и сменится более прагматичным подходом к монументалистике.