Мечтая о небе: занимательная история о том, как компания Louis Vuitton построила... вертолет

Однажды мне в руки попалась старая черно-белая фотография Парижского авиасалона 1909 года. На снимке явно просматривался стенд Louis Vuitton, на котором выставлялись вовсе не сумки или чемоданы, а... вертолет. И я решил покопаться в этой истории – неужели под маркой Vuitton создавались летательные аппараты?
Мечтая о небе: занимательная история о том, как компания Louis Vuitton построила... вертолет
Wikimedia

Как ни странно — да, создавались. Более того, компания официально принимала участие в Парижских авиасалонах 1909 и 1910 годов. В принципе, история была проста: великий и ужасный Луи Виттон умер в 1892 году, оставив бизнес своему сыну Жоржу Виттону. А в начале XX века Пьер и Жан Виттоны, сыновья Жоржа, представили миру свое творение — вертолет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Документы утверждают, что первый вертолет Виттоны построили еще в 1877 году — точнее, автожир. Конструкция его была достаточно примитивна: небольшой двигатель, два ротора, шасси-квадроцикл. Придумал систему Жорж Виттон, сын Луи, и передал свое увлечение детям. Вот эта полулегендарная конструкция (существовала она только на бумаге и никогда не была построена в дереве):

Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Реально же Виттоны построили три машины — два вертолета (Vuitton-Hubert в 1908 и Vuitton III в 1910) и один самолет (Vuitton II в 1910). Ни одна из них ни разу не поднималась в воздух.

Первый существовавший «в железе» и имеющийся на фотоснимках (в том числе на первом в этом материале) вертолет был представлен в 1909 году. Аппарат носил название Vuitton-Hubert (Юбер был механиком, принимавшем участие в разработке машины). Журнал Flight за ноябрь писал о машине следующее: «Вертолет имеет два винта, вращающихся в противоположных направлениях. Третий винт меньшего диаметра выполняет роль пропеллера, движущего машину, когда она находится в воздухе». Вся система винтов была грамотно синхронизирована с помощью шестеренных передач.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото

Пилот, как хорошо видно, сидит на довольно опасном месте, спереди, ничем не защищенный. Перед креслом пилота в полетном режиме монтировалось что-то вроде треугольного паруса, служащего для улучшения аэродинамических качеств аппарата. Рама вертолета была бамбуковой и держалась практически на веревочках. В теории на машину должен был устанавливаться 120-сильный двигатель массой 169 кг, позволяющий винтам диаметром 5 метров вращаться со скоростью 500 об/мин. Для демонстрации использовали более слабый, 50-сильный двигатель Farcot. Диаметр пропеллера — 1,7 м.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото

Эту машину братья-близнецы Пьер и Жан построили в 1908 году и впервые представили на Франко-Британской выставке (Franco-British Expo) в Лондоне — но оттуда снимков не сохранилось. Во многих источниках вертолет называют автожиром, но это неправильно — оба винта приводились от двигателя, а не находились в состоянии свободного вращения.

Чем еще вертолет отличается от автожира

Принцип полета

 

Вертолет имеет движущийся двигатель, который приводит во вращение ротор (или роторы). Подъем и управление вертолетом осуществляются изменением угла наклона лопастей ротора.

 

В отличие от вертолета, автожир не имеет движущегося двигателя для вращения ротора. Ротор автожира приводится во вращение за счет движения воздуха, вызванного передвижением автожира вперед. Однако автожир имеет двигатель, который обеспечивает тягу для полета.

 

Вертикальный взлет

 

Вертолет способен совершать вертикальный взлет и посадку благодаря вращению ротора.

 

Автожир требует наземного разгона для приобретения скорости перед взлетом. Он не способен совершать вертикальный взлет в чистом виде.

 

Аэродинамические особенности 

 

Вертолет обладает возможностью вертикального взлета и посадки, а также прямолинейного полета и поворотов вокруг вертикальной оси.

 

Автожир может плавно погружаться на землю даже в случае отказа двигателя, благодаря аэродинамическим особенностям его ротора.

 

Стабилизация

 

Вертолет обычно имеет более сложную систему управления и стабилизации для обеспечения контроля над аппаратом во всех режимах полета.

 

Автожир, имея более простую конструкцию и меньшую скорость, обычно менее чувствителен к аэродинамическим неустойчивостям, что делает его более стабильным в полете.

 

 

 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А ниже снимок парижского авиасалона следующего, 1910 года. Здесь братья Виттон демонстрируют не вертолет, а полноценный самолет собственной конструкции — моноплан Vuitton II. Штука странная — кубическая рама, диковинное крыло. Конечно, чудо тоже никогда не летало.

Фото
Фото

Модель самолета:

Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фотография от 31 мая 1910 года — третья машина Виттонов, вертолет Vuitton III. От первой отличалась в первую очередь винтами — они тут трехлопастные против четырехлопастных в предыдущем поколении, причем у нижнего лопасти длиннее, чем у верхнего.

Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Его же модель:

Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этом авиационные опыты Пьера и Жана благополучно завершились; небо осталось неосвоенным. К слову, компания Louis Vuitton принимала участие и в парижских автосалонах. Предметом экспозиции были кожаные пылезащитные чехлы для автомобильных кузовов. Такая вот короткая история авиастроения от Виттона.

Постскриптум. Пьер Виттон позже принимал участие в I Мировой войне и был серьезно контужен. Несколько лет, вплоть до 1920 года он провел в госпиталях, потом перебрался в Париж, где много пил и злоупотреблял опиумом. Жил он в нищете, от семьи подачек не принимал, продавал свои картины, дружил с Кокто и Пикассо. В сумасшедшие дома он попадал еще не раз и суммарно провел в них почти половину своей жизни. Сегодня он считается одним из классиков направления ар-брют или искусства аутсайдеров. Примеры творчества Пьера Виттона:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото
Фото
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Напоследок — портрет семьи Виттонов. Жорж Виттон, его жена Жозефина Патрель и их дети — Гастон-Луи и близнецы Пьер и Жан.

Фото
Фото
Бонус: 5 любопытных фактов о вертолетах
  • Идею вертолета предложил еще в 15 веке Леонардо да Винчи. Его рисунки и заметки описывали принципы, которые легли в основу действия вертолетных лопастей.
  • В 1907 году французский инженер Поль Корню впервые поднялся в воздух на вертолете. Его аппарат, названный «Корню №1», взлетел на высоту около 1 метра и пролетел около 20 секунд.
  • В 1939 году, впервые, вертолет ВС-300, разработанный Сикорским, совершил долгий и стабильный полет, продемонстрировав практическую применимость вертолетной технологии.
  • Самый быстрый вертолет в мире — это вертолет Sikorsky X2, который достиг скорости 463 км/ч (288 миль/ч) в 2010 году.
  • Ми-26, разработанный в СССР, считается самым большим вертолетом в мире по грузоподъемности. Он способен поднимать до 20 тонн груза.
Вам также может быть интересно: