Этот поезд был построен был в 1963 году в Югославии. Чудо техники имело обыкновеннейший серийный номер 611, а люди назвали его «Серебряная стрела» или «Алюминиевый поезд» — потому, что на бортах поезда был оставлен естественный цвет алюминия. Он ослепительно сверкал под южным средиземноморским солнцем.
«Серебряная стрела»: удивительный югославский поезд 1963 года

Блогер Александр Гурин рассказывает об удивительном поезде, который мог бы стать знаменем прогресса Восточной Европы, но был незаслуженно забыт.

Строили этот поезд в железнодорожных мастерских Загреба в широкой кооперации с другими предприятиями социалистической Югославии. Всю электрическую начинку поезда изготовило народное предприятие «Раде Кончар». Оно кстати существует и сейчас и даже имеет сайт на русском языке. Непременным условием тех, кто давал предприятиям задание на разработку, было то, чтобы поезд был изготовлен полностью из отечественных, югославских деталей. Допускалось применение только 2% импорта. Кто именно настоял именно на двух процентах импорта, неизвестно, но вполне вероятно, что это был сам маршал Тито. Не хотел маршал ни от кого зависеть — ни от западников, ни от советских или восточноевропейских товарищей.

Фото

Поезд был дизель-электрическим и состоял из четырёх вагонов — два моторных и два прицепных. Дизели и генераторы располагались в моторных отсеках перед кабинами машинистов. Мощность каждого из двух дизелей составляла сначала 735, а затем и 800 л.с.

Фото

Вместимость нового поезда составляла 192 человека, а скорость — 120 километров в час.

Фото

Поезд был разрекламирован как чудо техники, первый в Европе облегчённый алюминиевый состав. Он был выставлен на международной ярмарке в Загребе в том же 1963 году. На снимке ниже запечатлён как раз этот самый момент: посетители ярмарки осматривают необычный экспонат.

Фото Фото Интерьеры поезда были соответствующими его статусу.

Фото

Пассажиры сидели лицом друг к другу. Чтобы они друг у друга в ногах не путались, поезд сделали довольно просторным — расстояние от спинки одного сиденья до спинки противоположного было около двух метров.

Фото

В одном из вагонов был буфетный отсек.

Фото

Естественно, новые поезда были направлены на главную линию страны. Они начали ходить из Загреба в Белград. После электрификации этой линии «Серебряные стрелы» стали обслуживать линию, соединяющую Загреб с приморскими городами Задар и Сплит.

Фото

Наверное, у тех, кто разрабатывал конструкцию этого поезда были честолюбивые мечты о том, что их детище пойдёт на экспорт в разные страны. Поезд занимал призовые места на конкурсах в Аргентине и Китае, а вот в советской прессе упоминаний о нём не было. Время тогда было конфликтное: СССР и Югославия не могли договориться между собой, чей вариант социализма лучше.

Фото

Но у нового подвижного состава начались проблемы с электрооборудованием, а может и не только с ним. Тяговые электродвигатели постоянно перегорали, и в пути «Серебряную стрелу» всегда сопровождали инженеры. Один из разработчиков поезда сетовал на те самые пресловутые два процента. Вот если бы импортных деталей было не два, а хотя бы двадцать процентов, уж мы бы тогда бы…

В общем, судьба поезда была незавидной. Было построено то ли три, то ли четыре состава. Несколько лет они с грехом пополам ходили, а потом долго стояли где-то на запасном пути. В середине семидесятых их распилили.

Фото

Хотя подобные облегчённые алюминиевые поезда в то время успеха не имели нигде. Построенный чуть позже на тех же принципах американский UAC Turbotrain, тоже не стал эпохой в железнодорожном транспорте. «Турботрейн» был облегчённым и алюминиевым и даже внешне немного походил на своего югославского собрата.

Фото

Ну и последняя картинка — рекламный проспект поезда 611. «Спроектирован нашими кадрами, произведён на югославских предприятиях».

Фото