Словосочетание «военный самолет» вызывает стойкую ассоциацию с истребителями и бомбардировщиками. Сверхскоростные, суперманевренные, невидимые, неуязвимые — все эти эпитеты применимы к современным достижениям армейской авиации. Впрочем, не ко всем.

Lockheed C-130 Hercules — cамый популярный военно-транспортный самолет на планете. Начиная с 1954 года, американская компания Lockheed Martin произвела и продала около 2500 «геркулесов». Сегодня небо бороздит 951 представитель этого семейства, занимая 22% мирового рынка военного транспорта.
Турбовинтовой американский самолет Beechcraft King Air общего назначения состоит на службе в армиях многих стран мира. Его используют для обучения летчиков, патрулирования морских территорий, разведки, связи и других целей. Хотя большинство из 295 ныне функционирующих «королей воздуха» задействованы в бизнес-перевозках.
Cвой первый полет военный «транспортник» Boeing C-17 Globemaster III совершил в 1991 году. «Тяжеловес» способен перебрасывать на дальние расстояния крупногабаритные грузы и войсковые подразделения, а также приземляться на небольших, плохо подготовленных аэродромах.
Airbus CN-235 — главный европейский конкурент американских «небоевых» крыльев. Авиастроительный гигант Airbus именует свое детище не иначе как «самый дешевый тактический военно-транспортный самолет». И этот факт привлек к CN-235 клиентуру из армий двух десятков стран, включая США.
Разработанный в КБ Антонова военно-транспортный АН-26 (по кодификации НАТО, — Curl, «Вихрь») был снят с производства еще в 1986 году. Однако до сих пор в эксплуатации находятся более 200 АН-26 и его предшественников АН-24. Что ставит «ветеранов» в один ряд с самыми востребованными самолетами этого класса.
Тяжелый военно-транспортный самолет ИЛ-76 (по кодификации НАТО — Сandid, прямой) впервые поднялся в воздух в 1971 году и до сих пор остается основной «рабочей лошадкой» военной транспортной авиации России. Правда, с момента рождения грузоподъемность детища ОКБ Ильюшина возросла с 30 до 60 тонн.
Военный транспортник AН-32, созданный на базе АН-26, приспособлен для условий повышенных температур (до +50 градусов) и взлетов с высокогорных аэродромов (до 4500 метров). Ныне он успешно функционирует в ВВС жарких стран — таких, как Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Афганистан, Мексика, государства Африки.
Легкий американский транспортник Cessna 208 Caravan создавался как самолет для труднодоступных территорий. Его военный вариант U-27A охраняет покой Бразилии, Колумбии, Либерии, Таиланда и других стран. Всего на службе состоят 125 «армейских» Cessna.
Подобно АН-26 средний военный транспортный самолет Transall Allianz C-160 не выпускается уже 30 лет — с середины 1980-х. Но машина, разработанная немецко-французским консорциумом для нужд ВВС своих стран, по‑прежнему в строю. В небо до сих пор поднимаются 120 крылатых C-160.
CASA C212 Aviocar -- разработка испанской компании EADS CASA. Этот военно-транспортный самолет умеет взлетать и садиться на грунтовых полосах длиной 400 метров. Различные модификации используются для фоторазведки, морского патрулирования и перевозки военных вип-персон.

В тени «звезд» остаются рабочие лошадки — военные транспортные самолеты и самолеты общего назначения. Возможно, в эффектности они и уступают скоростным и напичканным современной техникой истребителям. Зато трудяги надежны и пользуются стабильным спросом, причем не только у военных. Представляем десятку самых востребованных самолетов, созданных для повседневных нужд ВВС.