В 1854 году американский механик Элиша Грейв Отис поразил публику, собравшуюся на выставке достижений науки и техники в Нью-Йорке, эффектным шоу. Он встал на груженую бочками платформу лифта. А когда конструкция достигла высоты 10 метров, помощник Отиса перерубил топором удерживающие подъемник тросы.

45-метровый лифт Санта-Жушта, установленный в 1902 году в Лиссабоне, помогает пешеходам преодолевать крутой склон, отделяющий два района столицы Португалии. Изначально подъемник, созданный инженером Раулем Месньером дю Понсаром, работал на паровом двигателе, но с 1907 лифт ездит на электричестве.
Шар Эрикссона в Стокгольме — самое большое в мире здание в форме полусферы. Снаружи установлены рельсы, по которым перемещаются два прозрачных лифта-гондолы SkyView вместимостью 16 человек. Путешествие на вершину занимает около 20 минут. Зачем туда вообще подниматься? Чтобы посмотреть на столицу Швеции с высоты 130 метров, зачем же еще.
Швейцарский горный курорт Бюргеншток может похвастаться не только чистейшим воздухом, но и самым высоким наружным лифтом в Европе. 153-метровое подъемное устройство Хамметшванд, построенное в 1905 году, меньше, чем за минуту возносит туристов на смотровую площадку с видом на Люцернское озеро.
«Небесная башня» в Окленде (Новая Зеландия) взмывает ввысь на 328 метров, являясь самым высоким отдельно стоящим небоскребом Южного полушария. Здание оборудовано 3 лифтами, которые катают туристов вверх-вниз со скоростью 5 м/сек (18 км/час). Изюминка подъемников — стеклянный пол. По пути на смотровую площадку пассажиры целых 40 секунд наблюдают, как земля уходит у них из-под ног.
Арка в Сент-Луисе (штат Миссури, США) — самая высокая арка в мире и самый высокий памятник в Соединенных Штатах. Изначально предполагалось, что люди будут совершать восхождение к высочайшей точке (192 метра) по внутренней лестнице с более, чем 1000 ступеней. К счастью для туристов, в 1968-м, спустя год после открытия, памятник обзавелся двумя «трамваями» из 8 яйцеобразных кабинок, которые достигают вершины за 4 минуты.
В опорах Эйфелевой башни до сих пор функционируют лифты, установленные еще в 1899 году. Правда, теперь их движение обеспечивается не гидравлическими насосами, а электродвигателем. Доставку со второго на третий этаж 300-метровой башни с 1983 года осуществляет электрический подъемник из 4 кабин.
Самый высокий наружный подъемник — Лифт Ста Драконов в китайской провинции Хунань — катает туристов вдоль отвесной скалы высотой 330 метров. В его стеклянной кабине помещаются 50 человек. До строительства лифта в 1999 году любители грандиозных видов вынуждены были подниматься на смотровую площадку пешком.
Лифты 553-метровой телебашни Си-Эн Тауэр (Торонто, Канада), самого высокого отдельно стоящего здания в Западном полушарии, развивают скорость 6 м/сек (21,6 км/час). Они движутся по наружной стене сооружения и оборудованы стеклянной стеной, позволяющей любоваться видами.
Небоскреб Тайбэй 101, поднявшийся на высоту 509,2 метра над столицей Тайваня, обслуживают самые быстрые в мире лифты. При скорости 16, 8 м/сек (60,6 км/ч) подъемники доставляют пассажиров с 5 на 87 этаж всего за 37 секунд.
Самому высокому в мире зданию — 828-метровому небоскребу «Бурдж-Халифа» в Дубае — принадлежит еще один мировой рекорд. Здесь работают 2-этажные лифты с самой протяженной дистанцией подъема — 504 метра. А вот в скорости (10 м/сек или 36 км/час) они занимают лишь третье место, уступая Тайбэю 101 (60,6 км/ч) и японскому небоскребу Yokohama Landmark Tower (45 км/ч).

Благодаря надежному страховочному механизму лифт остановился на месте. Так Отис поборол страх горожан перед высотой и открыл новые возможности для строительства высотных зданий. С тех пор инженеры придумали множество подъемных устройств, позволяющих забираться все выше и все быстрее. Представляем десятку удивительных лифтов, наглядно демонстрирующих, каких невероятных высот достигло инженерное дело. В прямом и переносном смысле.