Во время матча именно за ним гоняются игроки обеих команд. И именно за ним следят все зрители на стадионе и миллионы телезрителей во всем мире. В центре внимания — официальный футбольный мяч чемпионата мира по футболу 2014 года — adidas Brazuca.

До середины XIX века мячи делали из надутых свиных или овечьих мочевых пузырей, после изобретения процесса вулканизации каучука, в 1855 году, мяч стал резиновым, а чуть позже резиновая надувная камера обросла оболочкой, сшитой из двух десятков (от 18 до 24 в зависимости от конструкции) прямоугольных полосок коричневой кожи. Такими мячами играли и во дворах, и на чемпионатах мира до 1960-х годов.

Звезда экрана

Чемпионат мира 1970 года в Мексике стал особенным событием. Его аудитория не ограничивалась счастливчиками, которые смогли купить билет на стадион. Матчи впервые транслировались в прямом эфире, что породило серьезную проблему: было сложно не только следить за полетом мяча, но даже хотя бы рассмотреть его местоположение на маленьких экранах черно-белых телевизоров тех лет. Решить эту проблему смогла немецкая компания adidas. Сшитый из двенадцати черных пятиугольников и двадцати белых кожаных шестиугольников мяч Telstar (Television Star) благодаря контрастной расцветке был отлично заметен на экранах и после этого чемпионата стал общемировым футбольным символом.

Кожаные мячи имели серьезный недостаток. Они впитывали воду и в дождливую погоду становились скользкими и тяжелыми, что весьма неблагоприятно сказывалось на точности ударов. Поэтому в 1986 году (что интересно, тоже для чемпионата мира в Мексике), был разработан новый мяч Azteca, в конструкции которого уже не было натуральной кожи: она была заменена на синтетические материалы, не впитывавшие влагу (хотя вода все еще проникала внутрь через швы).

Чемпионат 1990 года, проходивший в одной из самых футбольных стран Европы, Италии, походил на позиционную войну: команды ушли «в оборону», что привело к появлению миллионов разочарованных зрителей. Следующее мировое первенство 1994 года должно было состояться в совершенно нефутбольных США, и Международная футбольная федерация (FIFA) столкнулась с серьезной угрозой потери интереса среди зрителей, а также, что не менее важно, среди рекламодателей. Федерация FIFA обратилась к adidas с просьбой, в результате чего в 1994 году компания представила мяч Questra, в конструкции которого широко использовались синтетические материалы, в том числе слой пенополистирола. Мяч получился более легким, мягким, отзывчивым и результативным. И не понравился он только одной немногочисленной категории — футбольным вратарям.

От плоскости к объему

В 2006 году adidas произвела настоящую революцию. После 36 лет доминирования классической 32-панельной схемы конструкция мяча кардинально изменилась. Мяч +Teamgeist состоял из 14 панелей сложной формы — шести «пропеллеров» и восьми «турбин», которые соединялись между собой с помощью технологии термосклейки по сложным контурам, в результате чего мяч удалось сделать более круглым, уменьшив количество угловых стыков, и на 15% сократить общую длину швов. Кроме того, +Teamgeist — первый мяч мирового чемпионата, на котором была применена технология underglass («под стеклом»): вся графика была покрыта прозрачным износостойким слоем, который обеспечивал одинаковые фрикционные свойства для всей поверхности мяча.

Однако футболистам мяч не слишком понравился. Ведущие игроки и вратари жаловались на его «непредсказуемость», и вскоре выяснилось, что причина — в аэродинамике. На боковых поверхностях старых 32-панельных мячей было множество швов, которые способствовали образованию пограничного слоя, играющего роль смазки между мячом и воздухом во время полета. А на поверхности гладкого мяча +Teamgeist пограничного слоя нет, и происходит ранний срыв потока — образуется турбулентность, которая тормозит снаряд. Поэтому в программу разработок мяча Jabulani для чемпионата 2010 года в ЮАР был введен важный пункт — аэродинамика.

Мяч, впервые собранный из восьми трехмерных, а не плоских панелей, был снабжен системой аэродинамических канавок Grip’n’Groove, которые служат аэродинамическими «заменителями швов», удерживая пограничный слой для более позднего срыва потока и стабилизации мяча в полете. Начиная с Jabulani, продувка в аэродинамической трубе стала обязательной частью разработки официального мяча для мирового первенства. Тем не менее по итогам чемпионата стало ясно, что Jabulani все-таки остался несовершенным — слишком быстрым и не до конца предсказуемым.

Самый-самый

Мяч чемпионата 2014 года в Бразилии — adidas Brazuca — собран всего из шести трехмерных панелей, имеющих форму «четырехлучевых морских звезд». Такая схема позволила добиться более равномерного распределения швов, а специальная микротекстура покрытия улучшает аэродинамику и сцепление с бутсами в любую погоду. По словам Энтони Зи, директора подразделения разработки футбольных мячей adidas, Brazuca — не только самый круглый, самый послушный, самый устойчивый в полете и самый точный мяч, но и самый проверенный: «Правила FIFA предписывают для официального мяча определенные параметры — массу, длину окружности, отклонение от сферической формы, потерю давления, поглощение влаги и отскок. За 2,5 года разработок мы провели несколько сотен различных испытаний — больше, чем с любым предыдущим мячом». Разработчики уверены, что мяч должен понравиться всем — и зрителям, и игрокам. А разве не в этом состоит главная цель футбола?

adidas Brazuca в цифрах

1. Масса: 437 г

2. Длина окружности: 69 см

3. Высота отскока (при падении с 2 м на стальную плиту): 134 см

4. Падение давления в течение 72 часов: 7%

5. Поглощение воды (после 250 сжатий в воде слоем 2 см): 0,2%

Статья «Эволюция мяча» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2014).