Во время матча именно за ним гоняются игроки обеих команд. И именно за ним следят все зрители на стадионе и миллионы телезрителей во всем мире. В центре внимания — официальный футбольный мяч чемпионата мира по футболу 2014 года — adidas Brazuca.
Дмитрий Мамонтов

Разработка мяча заняла 2,5 года, в программе испытаний принимали участие более 600 игроков из 30 различных команд десяти стран мира

До середины XIX века мячи делали из надутых свиных или овечьих мочевых пузырей, после изобретения процесса вулканизации каучука, в 1855 году, мяч стал резиновым, а чуть позже резиновая надувная камера обросла оболочкой, сшитой из двух десятков (от 18 до 24 в зависимости от конструкции) прямоугольных полосок коричневой кожи. Такими мячами играли и во дворах, и на чемпионатах мира до 1960-х годов.

Звезда экрана

Чемпионат мира 1970 года в Мексике стал особенным событием. Его аудитория не ограничивалась счастливчиками, которые смогли купить билет на стадион. Матчи впервые транслировались в прямом эфире, что породило серьезную проблему: было сложно не только следить за полетом мяча, но даже хотя бы рассмотреть его местоположение на маленьких экранах черно-белых телевизоров тех лет. Решить эту проблему смогла немецкая компания adidas. Сшитый из двенадцати черных пятиугольников и двадцати белых кожаных шестиугольников мяч Telstar (Television Star) благодаря контрастной расцветке был отлично заметен на экранах и после этого чемпионата стал общемировым футбольным символом.

Кожаные мячи имели серьезный недостаток. Они впитывали воду и в дождливую погоду становились скользкими и тяжелыми, что весьма неблагоприятно сказывалось на точности ударов. Поэтому в 1986 году (что интересно, тоже для чемпионата мира в Мексике), был разработан новый мяч Azteca, в конструкции которого уже не было натуральной кожи: она была заменена на синтетические материалы, не впитывавшие влагу (хотя вода все еще проникала внутрь через швы).

Чемпионат 1990 года, проходивший в одной из самых футбольных стран Европы, Италии, походил на позиционную войну: команды ушли «в оборону», что привело к появлению миллионов разочарованных зрителей. Следующее мировое первенство 1994 года должно было состояться в совершенно нефутбольных США, и Международная футбольная федерация (FIFA) столкнулась с серьезной угрозой потери интереса среди зрителей, а также, что не менее важно, среди рекламодателей. Федерация FIFA обратилась к adidas с просьбой, в результате чего в 1994 году компания представила мяч Questra, в конструкции которого широко использовались синтетические материалы, в том числе слой пенополистирола. Мяч получился более легким, мягким, отзывчивым и результативным. И не понравился он только одной немногочисленной категории — футбольным вратарям.

От плоскости к объему

В 2006 году adidas произвела настоящую революцию. После 36 лет доминирования классической 32-панельной схемы конструкция мяча кардинально изменилась. Мяч +Teamgeist состоял из 14 панелей сложной формы — шести «пропеллеров» и восьми «турбин», которые соединялись между собой с помощью технологии термосклейки по сложным контурам, в результате чего мяч удалось сделать более круглым, уменьшив количество угловых стыков, и на 15% сократить общую длину швов. Кроме того, +Teamgeist — первый мяч мирового чемпионата, на котором была применена технология underglass («под стеклом»): вся графика была покрыта прозрачным износостойким слоем, который обеспечивал одинаковые фрикционные свойства для всей поверхности мяча.

Однако футболистам мяч не слишком понравился. Ведущие игроки и вратари жаловались на его «непредсказуемость», и вскоре выяснилось, что причина — в аэродинамике. На боковых поверхностях старых 32-панельных мячей было множество швов, которые способствовали образованию пограничного слоя, играющего роль смазки между мячом и воздухом во время полета. А на поверхности гладкого мяча +Teamgeist пограничного слоя нет, и происходит ранний срыв потока — образуется турбулентность, которая тормозит снаряд. Поэтому в программу разработок мяча Jabulani для чемпионата 2010 года в ЮАР был введен важный пункт — аэродинамика.

Мяч, впервые собранный из восьми трехмерных, а не плоских панелей, был снабжен системой аэродинамических канавок Grip’n’Groove, которые служат аэродинамическими «заменителями швов», удерживая пограничный слой для более позднего срыва потока и стабилизации мяча в полете. Начиная с Jabulani, продувка в аэродинамической трубе стала обязательной частью разработки официального мяча для мирового первенства. Тем не менее по итогам чемпионата стало ясно, что Jabulani все-таки остался несовершенным — слишком быстрым и не до конца предсказуемым.

Самый-самый

Мяч чемпионата 2014 года в Бразилии — adidas Brazuca — собран всего из шести трехмерных панелей, имеющих форму «четырехлучевых морских звезд». Такая схема позволила добиться более равномерного распределения швов, а специальная микротекстура покрытия улучшает аэродинамику и сцепление с бутсами в любую погоду. По словам Энтони Зи, директора подразделения разработки футбольных мячей adidas, Brazuca — не только самый круглый, самый послушный, самый устойчивый в полете и самый точный мяч, но и самый проверенный: «Правила FIFA предписывают для официального мяча определенные параметры — массу, длину окружности, отклонение от сферической формы, потерю давления, поглощение влаги и отскок. За 2,5 года разработок мы провели несколько сотен различных испытаний — больше, чем с любым предыдущим мячом». Разработчики уверены, что мяч должен понравиться всем — и зрителям, и игрокам. А разве не в этом состоит главная цель футбола?

adidas Brazuca в цифрах

1. Масса: 437 г

2. Длина окружности: 69 см

3. Высота отскока (при падении с 2 м на стальную плиту): 134 см

4. Падение давления в течение 72 часов: 7%

5. Поглощение воды (после 250 сжатий в воде слоем 2 см): 0,2%

Статья «Эволюция мяча» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2014).
Интересно как устроен ядерный реактор и могут ли роботы построить дом?
Все о новых технологиях и изобретениях!
Спасибо.
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.