Ученые Федеральной политехнической школы Лозанны (EPFL) разработали математическую модель, призванную минимизировать инфраструктурные расходы для запуска в эксплуатацию электрического автобуса TOSA.

Полноразмерный автобус, способный перевозить до 133 пассажиров, замечателен тем, что его аккумуляторная батарея заряжается по очень быстрой схеме: то есть по 15 секунд на определенных остановках — пока пассажиры выходят и заходят, а также на конечной остановке. Этой энергии TOSA должно хватать для передвижения по маршруту и собственно между станциями подзарядки.

Батарея автобуса хранит примерно вдвое меньше энергии, чем аккумуляторы легковых электромобилей, при этом располагается она на крыше TOSA. На некоторых остановках роботизированная рука на автобусе соединяет контакты аккумулятора с зарядной станцией в козырьке остановочного павильона. Затем происходит сверхбыстрый процесс, названный «флэш-зарядкой».

Тестовая эксплуатация автобусов TOSA, которая проводилась в Женеве компанией ABB Sécheron и ее партнерами (TPG, SIG и OPI), только что завершилась. Теперь стоит задача интегрировать электрические автобусы в существующую систему общественного наземного транспорта. Проект, реализуемый в сотрудничестве ABB S? cheron, Транспортного центра Федеральной политехнической школы Лозанны и Высшей школы менеджмента Арк, должен ее решить.


Ученые разработали специальное ПО — веб-интерфейс, который имитирует линию общественного транспорта, проходящую по реальному городу и определяет техническую конфигурацию, сводящую к минимуму затраты на подключение к электросети и прочие моменты организации маршрута электрического автобуса.


Чтобы маршруты TOSA были конкурентоспособными, должно учитываться довольно много параметров — вроде потребностей автобусных операторов и технологических ограничений.


Модель, разработанная исследователями EPFL, учитывает как стоимость инфраструктуры и компонентов (батарей, подключения к электрической сети, размещения станций зарядки), так и жизненный цикл компонентов. Также она берет во внимание такие вещи, как зарплата водителя автобуса и тарифы на электроэнергию.


В Федеральной политехнической школе Лозанны поясняют, что их алгоритм базируется на модели, разработанной специалистами Высшей школы менеджмента Арк. Она описывает требования к автобусам (электрика, электроника и мощность) и зарядным станциям (на конечной остановке, на маршруте, в депо) и включает в себя такие переменные, как количество пассажиров, рекуперация энергии в результате торможения, высота автобуса, его скорость и даже погодные условия.


В общей сложности для построения наиболее экономически выгодной, эффективно работающей системы учитывается 56 различных переменных. Все это моделирование и проект по оптимизации стоимости были интегрированы в веб-интерфейс, что позволило спроектировать виртуальную линию TOSA в реальном городе и оценить стоимость ее организации.

Хотя уже многие города выразили заинтересовались TOSA, Женева станет первым мегаполисом, в котором эти полностью электрические автобусы начнут эксплуатироваться наряду с обычными. Произойдет это примерно в 2017 году.

Комментарии

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии.