Робот-актер RoboThespian пригласил нас на свое представление. Взял в руку телефонную трубку, набрал номер редакции, нараспев поприветствовал секретаря и пригласил.

Скромняга «Феспиан» краснеет от смущения. При желании робот может покраснеть «всем телом» или окраситься в любой другой цвет — все пластиковые детали прозрачны и подсвечиваются изнутри.

Мышцы, расположенные на лице человека, в отличие от большинства других, с трудом поддаются подсчету. Они представляют собой не столь ярко выраженные структуры, как скелетные мышцы. Многие из них очень плотно смыкаются с кожей по всей длине, а некоторые присутствуют у одних людей и отсутствуют у других.

И все же известно, что для выражения эмоций — радости и грусти, раздражения и удовольствия, дружелюбия и враждебности — человеку требуется примерно полсотни мышц. А робот-актер RoboThespian для тех же нужд вполне обходится несколькими сервоприводами и парой ЖК-экранов вместо глаз.

Робот назван в честь древнегреческого актера Фесписа (VI век до н.э.). Феспису приписывается ни много ни мало изобретение актерского искусства: артист был первым или одним из первых, кто изображал на сцене персонажа, а не говорил от своего имени, как рассказчик.

Создатели любят называть «Феспиана» машиной, механизмом, автоматом, всячески подчеркивая его неодушевленную сущность. Создавая первое поколение робота в 2005 году, они иронизировали по поводу склонности человека наделять машины несуществующими личными качествами — например, давать ласковые имена автомобилям. Простейший электрочайник порой будит в хозяевах самые разнообразные чувства, от благодарности до ненависти (в зависимости от качества изготовления).

Задумавшись об этом, Уилл Джексон, основатель компании Engineering Arts, решил построить машину, единственное предназначение которой — пробуждать в людях эмоции. У него получился робот-актер.

Трагедия положений

Нам посчастливилось познакомиться с RoboThesphian третьего поколения. «Феспиан» приехал в российскую столицу на «Бал роботов» и дал небольшое представление специально для «Популярной механики».

Лучше всего ему удается роль C-3PO — робота-переводчика из «Звездных войн». Это неудивительно — по «телосложению» они похожи, как братья-близнецы. То же касается пластики: актер Энтони Дэниелс настолько хорошо изобразил движения робота, что настоящий робот повторяет их точь-в-точь.

В этом ему помогают электрические и пневматические сервоприводы. Электрика отвечает за подвижность небольших частей (пальцы, подбородок), а пневмоцилиндры — за быстрые, легкие и непринужденные движения торса и рук.

Глядя на представление «Феспиана», понимаешь, насколько важна в актерском мастерстве пластика тела. Вторая лучшая роль робота — Гамлет. Глядя, как актер в отчаянии вздымает руки к небу, а затем покорно складывает их на груди, понимаешь: перед тобой разыгрывается настоящая трагедия.

RoboThespian — это серийный робот. Его можно заказать для собственных шоу или для общения с посетителями. Роботу очень хорошо удается почтение, он вызывает доверие. Заказчик получает в комплекте с «Феспианом» софт для управления. Робот может исполнять сценки из популярных фильмов, повторять движения стоящего напротив человека, отслеживая их с помощью камеры, в общем, всеми доступными ему способами развлекать публику.

Самая интересная часть софта «Феспиана» — это Virtual RoboThespian, программа для создания собственных шоу с нуля. Пользоваться ей, по крайней мере теоретически, очень просто: пользователь видит перед собой виртуальную копию робота и может перемещать любые его члены с помощью мышки. Это касается как рук и ног, так и пальцев, и даже уголков глаз.

На практике все несколько сложнее. Оказывается, для человеческих движений характерно такое количество тончайших нюансов, что неподготовленный человек с первого раза не может поставить робота даже в простую статичную позу, которая выглядела бы естественно. Попробовав в деле Virtual RoboThespian, невольно проникаешься уважением к труду мультипликаторов.

Наблюдать за «Феспианом» безумно интересно. Глядя на него, понимаешь, почему комедия считается сложнейшим театральным жанром. Робот шикарно исполняет сценки из классических трагедий, популярных боевиков и фантастических фильмов. А вот смеяться ему не дано.

Улыбка — вот для чего человеку нужны те самые полсотни лицевых мышц. Улыбайтесь чаще — ведь именно это отличает нас и от животных, и от самых человечных машин.

Статья «Театр одного актёра» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2014).