Как самолет попал под суд: странные перипетии истории скромняги Ан-10

Сейчас этот самолет почти забылся, затерявшись за славой таких советских машин, как Ту-154, Ил-18 и подобных. А когда-то он тащил на себе львиную долю пассажирских перевозок «Аэрофлота», после чего история его прервалась странным образом.
Как самолет попал под суд: странные перипетии истории скромняги Ан-10
Газета.ру

Знакомьтесь, главная рабочая лошадка «Аэрофлота» в 1960-х годах – Ан-10. Брат-близнец военно-транспортного Ан-12. Отличается кабина – вместо рампы в задней части установлены пассажирские кресла. Причем «десятка» создавалась с расчетом легкого переоборудования в десантную версию на 100 парашютистов или грузовой самолет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Он также во многом похож на Ил-18: тоже четырехмоторный турбовинтовой, почти одинаковая пассажировместимость. И взлетели они в один и тот же год – 1957-й. Отличие лишь в том, что Ан средне-, а Ил дальнемагистральный.

Ил-18 фото
Ил-18
Сергей Рябцев | Wikipedia

При этом Ан выглядит куда менее изящно – низкий, словно бы сгорбленный. Не сравнить с красавцем Ил-18. Неудивительно, что Ил успешно продавался Советским Союзом за рубеж, а на Ан-10 так и не нашли покупателей, поэтому работал он в основном на внутренних линиях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ан-10 фото
Ан-10
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детские болезни

Если бы у антоновского самолета была медицинская карточка в детской поликлинике, она бы изобиловала записями хирурга о травмах – в начале из-за недоработок произошло несколько катастроф. Пришлось дорабатывать машину, но после устранения слабых мест Ан-10 стал добротной и неприхотливой машиной. Был любим пассажирами за просторный салон – признак унификации с транспортным Ан-12, пилотами и механиками за надежность, а руководством «Аэрофлота» – за экономичность и рентабельность.

Именно «десятка» к началу 1970-х занимала первое место среди аэрофлотовских машин по количеству перевозимых пассажиров.

Катастрофы и госкомиссия

Несмотря на это, его эксплуатация в «Аэрофлоте» закончилась намного раньше, чем собрата-Ила. Роковой стала катастрофа 18 мая 1972 года, в которой погиб популярный актер и пародист Виктор Чистяков. Были подозрения, что причиной стали ошибки при конструировании самолета, и госкомиссия поставила вопрос радикально – списать со службы все Аны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но мнения разделились. Главными «обвинителями» стали летчик-испытатель Валентин Васин и инженер Елизавета Шахатуни, руководитель группы прочнистов КБ Антонова и жена самого главного конструктора. У разбившегося самолета нашли признаки усталости металла, из которого был сделан центроплан, указывали они, и это результат недостаточно скрупулезных испытаний машины при создании.

Ан-10
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В КБ Антонова разобрали еще два зкземпляра Ан-10 – усталостные трещины нашли и на них. Казалось бы, все было ясно, но решили испытать машины на остаточную прочность. Оказалось, что накопившиеся разрушения не могли привести к аварии – более того, эти самолеты могли безопасно совершить еще более 100 полетов, прежде чем разрушения стали бы критическими. Поэтому специалисты ЦАГИ настаивали, что виновата ошибка пилотов.

В результате «Аэрофлот» все же решил разобрать на металл большинство Анов, а около трети перевести в разряд грузовых. Однако эту работу так и не проделали, и в результате оставшиеся самолеты тоже списали. Часть из них превратили в нелетающие учебные пособия вузов, кинотеатры и тиры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
An-10 image
Alain Wilson | Wikipedia

Ошибка или нет

Правильным ли было это решение, сложно сказать. Ан-10 в ВВС СССР летали вплоть до 1980-х годов. И в каких условиях летали! Советский историк В. Моисеев приводит слова одного из летчиков: «Ил‑18 садятся на хороших аэродромах... а вашу "десятку" мы гоняем по всяким дырам». Описывая посадку на разбитый грунтовый аэродром, он говорит, что она «сильно смахивала на тёрку – боялись за язык и зубы».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долго летал и его близнец Ан-12: после памятного «суда» их лишь оснастили датчиками, следящими за состоянием лонжеронов. Может быть, и с Ан-10 правильно было поступить так же?

Советские самолеты, безопасные и не очень
widget-interest

Ту-104 действительно считался очень опасным самолетом – про него даже придумали ироничную песенку на мелодию траурного марша Шопена.

А какой самолет в СССР считался самым безопасным, знаете?

Самая тяжелая катастрофа в истории СССР случилась в том же 1972 году, но в ней был задействован другой авиалайнер – кстати, это был Ил.