Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной

У термина «метавселенная» нет общепринятого определения. Даже те эксперты, которые едины в своем воодушевлении и восприятии метавселенной, по-прежнему сильно расходятся во мнениях относительно ее основных характеристик и целей существования. Отвечаем на самые важные вопросы вместе с Екатериной Смирновой, партнером Digital & Analogue Partners.
Жизнь технологии после хайпа: 4 главных вопроса о развитии метавселенной
Kandinsky 3.0
Куда движется развитие метавселенной, как в нее попасть и в каких сферах ее использовать?
ЕкатеринаСмирнова
партнер
Digital & Analogue Partners

Чтобы понять, насколько широким и многоаспектным может быть термин «метавселенная», есть упражнение: замените в предложении слово «метавселенная» на «киберпространство» – и в 90% случаев смысл не изменится. Так происходит потому, что метавселенная на самом деле относится не к какому-то одному конкретному типу технологий, а скорее, к целому спектру изменений в нашем взаимодействии с технологиями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В широком смысле технологичная сторона метавселенной может включать виртуальную реальность (VR) и дополненную реальность (AR). Однако даже эти технологии не являются обязательными. Например, один из самых популярных на сегодняшний день виртуальных миров — игра Fortnite — уже начала именовать себя метавселенной, хотя посещать этот мир можно и без специального оборудования: через ПК, игровую консоль и даже телефон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И все же, несмотря на разность подходов к определению метавселенной, есть характеристики, относительно которых мнения исследователей сходятся. Метавселенная — совместно используемое виртуальное пространство, включающее в себя следующие элементы и характеристики:

  • виртуальные миры, в которых люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами в реальном времени;
  • постоянство и синхронность: метавселенная всегда «включена» и существует непрерывно;
  • социальное взаимодействие пользователей с применением иммерсивных технологий и созданием эффекта присутствия;
  • цифровые активы, которые пользователи могут создавать, покупать, продавать и инвестировать в метавселенной;
  • дополненная и виртуальная реальность (AR/VR).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вопросы без ответа

Пока остается неясным, какие элементы метавселенной будут продолжать существовать по мере ее созревания. Ниже мы поднимем четыре открытых вопроса, ответы на которые сыграют ключевую роль в определении окончательной формы метавселенной.

Единственное или множественное число

В настоящее время не существует единой платформы, которая служила бы входом в метавселенную. Вместо этого есть ряд изолированных платформ, каждая из которых управляется отдельным собственником. К ним относятся миры Horizon Worlds от Meta (компания признана экстремистской организацией на территории РФ), Fortnite от Epic Games, Roblox от Roblox Corporation и Decentraland от фонда Decentraland. Хотя каждая из этих платформ воплощает в себе черты и философию метавселенной, пока что ни одна из них не может претендовать на звание «той самой» — единственной и полноценной — метавселенной.

widget-interest

Возникает вопрос: будет ли метавселенная продолжать состоять из разрозненных виртуальных миров, конкурирующих за внимание пользователей (как сегодняшние цифровые платформы), или появится единая метавселенная, по аналогии с единым интернетом?

Снова BIGTECH

Метавселенная — часть цифрового мира. Как и все остальные цифровые платформы, она подвержена сильному влиянию сетевого эффекта: чем больше пользователей и разработчиков интересуются платформой, тем выше ее ценность. Это может привести к появлению одной или нескольких доминирующих платформ от уже хорошо известных нам цифровых гигантов: Google, Apple, Facebook (Meta – признана экстремистской организацией на территории РФ), Amazon, Microsoft.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенно вероятным такой сценарий становится из-за того, что именно BigTech-компании могут позволить себе многомиллиардные вложения в создание инфраструктуры метавселенной, а главное — в развитие очков виртуальный и дополненной реальности, которые обеспечивают принципиально новый, иммерсионный опыт пребывания в другой реальности.

Это противоречит ключевым принципам метавселенной — децентрализации, автономии пользователей и личному контролю над цифровыми активами и персональными данными. К тому же, господство BigTech-компаний в этой сфере может усилить общественную тревогу по вопросам конфиденциальности, безопасности и модерации контента. Следовательно, IT-гиганты не обязательно будут доминировать в метавселенной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Kandinsky 3.0

Будет ли метавселенная интероперабельной

Интероперабельность — важное свойство метавселенной, позволяющее пользователям свободно перемещаться между виртуальными мирами и использовать свои активы в каждом из них — от цифровой одежды до цифровой валюты. Однако достижение такого уровня — довольно сложная задача, решение которой зависит от разработки общих стандартов и универсально доступных протоколов для всех участников рынка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такие лидеры в секторе метавселенной, как Meta (компания признана экстремистской организацией на территории РФ) и Epic Games, подчеркивают необходимость взаимодействия и разработки открытых стандартов. Но одновременно с этим компании признают и трудности, с которыми сопряжен такой подход: он потребует от них кооперации вместо привычной ожесточенной конкуренции. По сути, IT-гигантам придется перейти к «со-конкуренции».

widget-interest

Пока неизвестно, готовы ли компании разделить концепцию единой Метавселенной и «открыть» свои технологии для совместного использования.

Какова роль блокчейна

Сегодня роль блокчейн-технологий в метавселенной до конца не ясна. С одной стороны, идейно блокчейн полностью соответствует метавселенной:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • децентрализованные криптовалюты могут использоваться для встроенных покупок без взимания комиссий банками и самими платформами;
  • NFT — идеальный инструмент для записи прав собственности на цифровые и реальные активы;
  • децентрализованные автономные организации (DAO) — прекрасное решение для управления метавселенными платформами на основе мнения пользователей.

Примером активного использования блокчейна может служить вселенная Decentraland. Она использует NFT и собственную криптовалюту MANA, а также DAO для управления. С другой стороны, пока слишком невелик процент людей, активно и умело использующих блокчейн-технологии, а значит многие платформы в метавселенной предпочтут традиционные платежные системы и централизованные сервисы. Будет ли блокчейн фундаментальной частью метавселенной или же останется редким исключением — нам еще предстоит узнать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Kandinsky 3.0

После хайпа

Как и с любой новой технологией, после первой волны хайпа интерес к метавселенной несколько угас. Но это позволило выявить действительно жизнеспособные случаи использования этой технологии.

Метавселенную продолжают использовать как инновационный инструмент в digital-маркетинге, создавая захватывающий опыт взаимодействия аудитории с брендом и продуктами, которые стало возможным приобретать прямо в виртуальном пространстве. В образовательной сфере динамичная 3D-среда позволяет повысить вовлеченность учащихся, а блокчейн становится надежным хранилищем дипломов и другой информации о персональных успехах студентов. В здравоохранении метавселенная успешно зарекомендовала себя в борьбе с тревожностью, фобиями и другими нарушениями ментального и психического здоровья. А с точки зрения социализации главная задача, которую решает технология на сегодняшний день, – это объединение людей, разделенных расстоянием или какими-либо физическими барьерами.

widget-interest

Метавселенная все чаще становится той самой доступной средой с безграничными возможностями самовыражения, культурного обогащения и общения людей друг с другом.

Что дальше?

Общество и бизнес во всем мире продолжают инвестировать в развитие метавселенной свое внимание, время и финансы. Разработчики и создатели цифровых пространств стремятся предугадать тренды и потребности будущих поколений и создают многомерные продукты, отвечающие требованиям Web3.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не меньше технологии будущего волнуют и российское профессиональное сообщество. Компания D&A Partners 5 апреля проведет бесплатный онлайн паблик-ток «Преодолевая реальность: человек и бизнес в Метавселенной», на котором эксперты из разных индустрий и сфер обсудят будущее метавселенной и свое видение применения этой технологии в жизни.

Среди спикеров:

  • Эмин Алиев, практикующий бизнес-тренер и спикер, экс-лидер направления компании Meta (компания признана экстремистской организацией на территории РФ);
  • Анна Буали, куратор платформы цифрового искусства IOGINALITY;
  • Максим Козлов, руководитель Центра технологий Метаверса СБЕР;
  • Диана Гаспарян, кандидат философских наук, профессор Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ
  • Алина Воронцова, лидер развития платформы для снижения тревожности и страхов PsyTechVR;
  • Екатерина Смирнова, партнер D&A Partners;
  • Гор Нахапетян, модератор сессии, профессор Сколково, предприниматель и филантроп.
Профессионалы обсудят трансформацию человека и бизнеса в метавселенной и виртуальных мирах.

Метавселенная — не просто новый технологический тренд, это целый мир возможностей, который затрагивает множество аспектов нашей жизни. Нам остается только решить, готовы ли мы стать частью этого мира.

Материал подготовлен на основе исследования D&A Partners «Метавселенные: мировая практика»