Царь неба: короткая и яркая история авиалайнера, отправившего летающие лодки в историю

Вплоть до середины 1940-х годов, на трансатлантических рейсах царствовали летающие лодки. Во времена, когда моторы были не очень надежны, а дальность оставляла желать лучшего, они были оптимальным решением: можно сесть рядом с любым островом для дозаправки, а в случае неполадки приводниться.
Царь неба: короткая и яркая история авиалайнера, отправившего летающие лодки в историю
USAF

Однако согласитесь, у них есть и свои неудобства. Пассажиру для перелета через океан сначала надо доехать или долететь до морского побережья, да и аэродинамика корпуса летающей лодки оставляет желать лучшего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Созвездие»: трижды первый

В 1943 году Lockheed завершила разработку пассажирского самолета, какого раньше никогда не было, огромного – размах крыльев более 38 метров, – с 4 моторами.

Lockheed Constellation TWA
Две черты делают Constellation очень узнаваемым – фюзеляж в форме тела дельфина и тройной хвостовой киль. Такой хвост позволил вписаться по высоте в стандартные ангары того времени.
RuthAS | Wikipedia

Но главное было не в этом. Constellation («Созвездие») стал первым пассажирским самолетом с герметичной кабиной. Это позволяло подняться над плохой погодой, что сразу делало перелеты более безопасными и комфортабельными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие примечательные новшества, примененные впервые в пассажирской авиации – антиобледенительная система и гидроусилители в системе управления. А скорости мощному самолету хватило бы, чтобы при нужде удрать от многих истребителей своего времени. D 1944 году один из самолетов этой модели совершил перелет из Калифорнии в столицу Штатов менее чем за 7 часов со средней скоростью 533 км/ч.

Интересно, что крыло для L-029 Constellation позаимствовали у легендарного истребителя Lockheed P-38 Lightning
Интересно, что крыло для L-029 Constellation позаимствовали у легендарного истребителя P-38 Lightning, только увеличив в разы.
USAF
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Революция начинается

3 декабря 1945 г. Constellation совершил первый трансатлантический перелет с коммерческими пассажирами из Вашингтона в Париж. То было начало революции и эраы царствования Lockheed на мировых линиях. Все знаменитые авиакомпании мира, включая Lufthansa, Pan Am, Air France и другие, в спешном порядке переходили с летающих лодок на локхидовские четырехмоторники. Всего было сделано более 850 самолетов разных версий.

Lockheed Constellation US Navy
В годы Второй мировой войны весь тираж выпущенных машин забирали американские военные – быстрый и дальний пассажирский самолет им был очень нужен. Лишь в 1945 году он начал поступать в парки мирных авиакомпаний.
US Navy
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поражение

«Созвездие» погубили «звезды» – старые добрые поршневые моторы, от которых он и получил свое название. В 1952 году поднялась в небо знаменитая «Комета» (De Havilland Comet), первый пассажирский реактивный самолет. За ней последовали Boeing 707, Douglas DC-8, Convair 880 и Sud Aviation Caravelle.

Крупные авиакомпании так быстро перешли на реактивные машины, что Lockheed оказался не готов. Компания почти на 15 лет выпала из мира пассажирских авиалайнеров, переживая поражение – вплоть до 1972 года, когда появился ее трехмоторный L-1011 Tristar.

Американских президентов возили три «Локхид Созвездие», получившие названия Columbine, Columbine II и Columbine III.
Американских президентов возили три «Созвездия», получившие названия Columbine, Columbine II и Columbine III.
USAF Museum
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но уже выпущенные Constellation не сдались: многие экземпляры вплоть до 1990-х работали на ночных грузовых рейсах, где время перелета не столь важно, а экономичность как раз имеет значение.

Более того, этот самолет до сих пор держит мировые рекорды самого дальнего, самого быстрого и самого долгого перелета с пассажирами в классе поршневых самолетов. В 1957 году, за год до окончания их производства, машина в версии L-1649A совершила рейс из Лос-Анджелеса в Лондон за 18 часов 32 минуты со средней скоростью 470 км/ч.

Незабываемые
widget-interest

Другой уникальный самолет той эпохи – советский Ту-114, ставший самым большим в мире на момент создания. Создан он на основе бомбардировщика Ту-95, и эта особенность приводила иногда к забавным курьезам.

Здесь мы объясняли, почему в 1970-х в мировой авиации царствовали трехмоторные авиалайнеры, а потом исчезли.

Также очень интересна история авиалайнера Airbus A300, вновь положившего начало новой эре в пассажирской авиации – однако, в отличие от Constellation, то была тихая революция.