Самая северная газовая АЗС: как в Норильске тестируют станцию для автомобилей на метане

«Норильсктрансгаз» открыл в Норильске самую северную в мире газозаправочную станцию для транспорта, работающего на метане.
Самая северная газовая АЗС: как в Норильске тестируют станцию для автомобилей на метане
«Норникель»

Правительство России уже не раз пыталось перевести на газ не только автомобильный, но и железнодорожный, морской, речной и даже авиационный транспорт – хотя бы частично. По сравнению с бензином и дизельным топливом, метан экологичнее и в два раза экономичнее. Мало того, есть регионы, где избыток природного газа, но дефицит бензина и дизеля.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первое поручение на эту тему президент дал в 2013 году, последнее – в мае 2018-го. К 2018 году планировалось построить 1233 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, выпустить 40 передвижных автомобильных газовых заправщиков, перевести на природный газ более миллиона единиц транспортных средств... К сожалению, ни одна из этих программ не была выполнена.

Трудности строительства

Дело в том, что для развития газомоторного транспорта нужна широкая сеть заправок – газонаполнительных компрессорных станций, однако без достаточного количества таких машин строить заправки нерентабельно. Получается замкнутый круг. Аналогичная ситуация складывается с электромобилями, для которых тоже не хватает зарядных станций. Решить вопрос под силу только крупным компаниям, которые могут вложить большие средства в инфраструктуру. Один из таких примеров – «Норникель», который собрался перевести на газовое топливо целый заполярный город и открыл в Норильске самую северную в мире газозаправочную станцию для транспорта, работающего на метане.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это знаковое событие: хотя Норильский промышленный район был полностью газифицирован более полувека назад, машины здесь ездят исключительно на бензине. Реализацией проекта занимался «Норильсктрансгаз», дочернее предприятие «Норникеля», которое управляет газотранспортной инфраструктурой в Норильском промышленном районе и доставляет газ потребителям.

Строительство газовых заправок – часть федерального проекта «Чистый воздух», правительственной программы, направленной на кардинальное улучшение качества воздуха в промышленных городах.
Строительство газовых заправок – часть федерального проекта «Чистый воздух», правительственной программы, направленной на кардинальное улучшение качества воздуха в промышленных городах.
«Норникель»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«С технологической точки зрения процесс работы заправки прост. Из сетей газораспределения газотранспортной системы "Норильсктрансгаза" сюда поступает метан, проходит первую ступень фильтрации и попадает в компрессорную установку, где газ начинает сжиматься, или компримироваться. На этом же этапе подмешивается этиломеркоптан – одорант, который придает метану резкий запах, – это делается для повышения эксплуатационной безопасности. Затем топливо осушают, и оно поступает в аккумуляторы емкостью 8 тыс. л. Из них сжатый газ под давлением в 250 атмосфер подается на газораздаточные колонки. И перекачивается в баллоны автомобилей с рабочим давлением 196 атмосфер», – говорит руководитель направления Ярослав Новиков.

Проектная мощность заправки оценивается в 17,8 млн кубометров газа в год. Этого количества достаточно в среднем для 280 машин в сутки. На материнской станции есть две компрессорные установки суммарной производительностью 2400 кубометров в час.

Также открыты две газораздаточные двухпостовые колонки на 300 автомобилей в сутки – там одновременно могут заправляться четыре машины. Проектом предусмотрена третья колонка для увеличения производственных мощностей; есть техническая возможность установить третий компрессор и повысить общую производительность с 2400 до 3600 кубометров в час.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Основное оборудование для автомобильной газонаполнительной компрессорной станции было поставлено аргентинской компанией Aspro, которая производит одни из самых надежных систем для технологического процесса АГНКС.
Основное оборудование для автомобильной газонаполнительной компрессорной станции было поставлено аргентинской компанией Aspro, которая производит одни из самых надежных систем для технологического процесса АГНКС.
«Норникель»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенности низких температур

В таких высоких широтах подобные проекты еще не реализовались, поэтому перед началом работ инженеры изучили опыт Нового Уренгоя, Салехарда, Надыма и Якутии, которые ранее экспериментировали с метаном в условиях низких температур.

«Оказалось, что на выходе
продукт должен быть сухим,
так как при повышенной влажности
замерзает арматура газобаллонной установки автомобиля. Поэтому мы дооснастили компрессорную станцию установками осушения, которые доводят процент влажности сжатого газа
до допустимого значения».
Ярослав Новиков

Для заправки газомоторной техники, базирующейся на значительном удалении от материнской АГНКС (порой даже в других населенных пунктах), в проекте был запланирован передвижной автогазозаправщик, который должен доставлять голубое топливо потребителю, – каждая колонка оборудована специальными постами для их приема. Пока в Норильске имеется только одна подобная машина – ПАГЗ 7000 производства российской компании «ГазСервисКомпозит». Она напоминает большой топливозаправщик, только вместо цистерны у нее на прицепе стоит целая батарея из 110 вертикально установленных металлокомпозитных баллонов высокого давления, вмещающих 7000 кубометров газа – этого хватает для заправки пары десятков большегрузов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Передвижной автогазозаправщик ПАГЗ 7000
Передвижной автогазозаправщик ПАГЗ 7000
«Норникель»

Пока заправляться на новых станциях будет только специализированная газомоторная техника, которую «Норильский промышленный транспорт» уже закупил: КамАЗы, НефАЗы, вахтовки и краны – всего 22 автомобиля. В течение года новую технику и инфраструктуру испытают в деле. Если все пойдет по плану, в дальнейшем сжатым природным газом обеспечат не только промышленный, но также муниципальный и частный транспорт.