«Популярная Механика» отвечает на вопросы читателей. Задайте свой вопрос и вы!
Вопросы и ответы: бывают ли сухопутные рыбы? Зачем самолёты кружат над аэродромом?

Бывают ли сухопутные рыбы?

Да, подобно морским млекопитающим, чьи наземные предки перешли к водному образу жизни, существуют рыбы, которые неплохо чувствуют себя на суше. Известно, например, что речные угри населяют даже бессточные водоемы, не имеющие связи с морями, хотя эти странные рыбы появляются на свет в Атлантическом океане, а точнее, в Саргассовом море, у которого нет берегов. Это значит, что угри умеют переползать по суше из водоема в водоем.

Но если для угрей ползание по суше — явление эпизодическое, то рыба Alticus arnoldorum, в просторечии тихоокеанская прыгающая собачка, проводит на суше почти всю свою взрослую жизнь, поедая водоросли, растущие на прибрежных скалах. Рыба имеет окраску, которая позволяет ей сливаться со скалами и не привлекать внимания естественных врагов. А прыгающей «собачку» называют потому, что она буквально скачет по суше, сгибая почти на 90 градусов, а затем распрямляя свой хвост.

И все-таки совсем без воды эта сухопутная рыба не может: периодически ей надо погружаться в воду, чтобы увлажнять кожу, которая выполняет роль органа дыхания. Если «собачке» не повезет и она останется на суше в момент отлива, кожа высохнет, и рыба задохнется.

Почему иногда перед посадкой самолет начинает совершать виражи в воздухе?

Для этого может быть несколько причин. Если пассажирский лайнер приближается к аэродрому, например, с юга, а полоса расположена по линии «восток-запад», то для захода на посадку самолету предстоит пройти часть так называемого аэродромного круга (на высоте нескольких сотен метров), то есть (в зависимости от направления ветра) повернуть сначала на запад или восток, затем пройти небольшой участок по прямой и наконец зайти на посадочный курс.

Бывает и иная ситуация, когда самолет приблизился к аэропорту, но тот из-за интенсивного воздушного движения не готов принять рейс. Тогда диспетчеры отправляют лайнер в так называемую зону ожидания. Пока самолет ждет разрешения для захода на посадку, он совершает полет по круговой траектории, как правило, вокруг радионавигационной точки (радиомаяка). В самом худшем случае, если самолету предстоит аварийная посадка (например, если есть проблемы с выпуском стоек шасси), для каждого аэропорта определяется специальный маршрут для слива топлива, который тоже может иметь вид замкнутой кривой.

Почему раков и омаров варят живыми?

Исключительно из желания не отравиться. Когда ракообразные умирают, в их телах моментально начинаются процессы разложения, и мясо становится несъедобным, а то и опасным. Разумеется, у этой темы есть и обратная сторона: а насколько такое обращение с живыми существами гуманно? Сторонники этичного обращения с животными из ассоциации PETA настаивают на том, что омары, например, — высокоразвитые существа c дифференцированной нервной системой и при варке наверняка испытывают продолжительные страдания. В качестве альтернативы предлагается электрошоковое устройство типа Crustastun, которое лишает жизни краба или омара быстро и не столь болезненно. Пока в России никаких законодательных ограничений на варку раков нет, каждый решает сам — искать ли ему Crustastun, проигнорировать ли активистов PETA или вообще не есть членистоногих.

Какова судьба идеи о буксировке айсбергов?

Как и многие замыслы глобальных проектов, идея перемещения айсбергов с помощью буксирования из приполярных широт в теплые и засушливые обсуждалась в том или ином виде еще в XIX веке. Считалось, например, что таким образом можно повлиять на климат. Разговоры о том, что с помощью айсбергов можно решить проблему нехватки пресной воды в Африке и Южной Америке, оживились в самой середине века двадцатого. Несмотря на расписываемые сторонниками идеи преимущества, за этот мегапроект так никто и не взялся.

На сегодня самым ярким борцом за воплощение плана в жизнь считается пожилой француз Жорж Мужен, который с помощью компании Dassault Systemes разработал компьютерную 3D-модель всего процесса, однако пока все остается в виртуальной реальности. А в реальности обычной буксировка айсбергов судами тоже имела место — правда, и айсберги, и маршруты были не трансокеанскими. Небольшие ледяные горы немного «сбивали с пути», чтобы не допустить столкновений с буровыми платформами и посадки айсбергов на мель.

Бывают ли солнечные затмения на Плутоне?

Да, у Плутона массивный спутник (примерно 11% массы самого Плутона), а Солнце далеко и поэтому выглядит маленьким и не таким ярким, как с Земли. В результате во время затмения Харон способен заслонить светило на целый час. Однако из-за длинного года на Плутоне и сильного наклонения орбиты спутника затмения случаются нечасто, через большие временные промежутки.

Почему в телескоп днем можно увидеть яркие звезды, а из колодца — нет?

Потому что нахождение на дне колодца или дымовой трубы не делает небо в зените менее освещенным, и оно так же «засвечивает» звезды, которые там есть. Телескоп фактически «растягивает» по сетчатке глаза изображение участка неба, лучи от которого при невооруженном глазе концентрировались бы на меньшей площади. Таким образом, при использовании телескопа освещенность неба как бы падает. А вот изображения звезды — точки, практически не имеющей размеров, этот эффект не касается. Фон тускнеет, звезда сохраняет яркость.

Что такое мост-тоннель?

Обычно мосты через морские проливы имеют высоко поднятый центральный участок (как правило, в вантовом исполнении) для пропуска больших кораблей. В США при строительстве транспортной магистрали через Чесапикский залив (Виргиния) пошли по другому пути. Прямо посреди моря дорога с моста ныряет в тоннель, который далее следует под морским дном. Корабли идут не под магистралью, а над ней. Аналогичный мост-тоннель соединяет берега Швеции и Дании.

Какая самая большая паровая машина в мире?

История знала немало циклопических паровых двигателей, но из паровых машин, до сих пор находящихся в рабочем состоянии, самой большой остается двигатель, обслуживающий одну из лондонских водокачек — насосную станцию в Кемптон-Парк. Точнее, машин там две, и они исправно работали с конца 1920-х до 1980 года, но лишь одну из них время от времени запускают для интересующейся публики. Это машины так называемого тройного расширения. Такие конструкции применялись с целью повысить невысокий КПД паровой машины. Пар, выходивший из цилиндра высокого давления, все еще обладал достаточной энергией, чтобы двигать поршень в цилиндре промежуточного давления, а затем в цилиндре низкого давления. Эти паровые двигатели имеют высоту многоэтажного дома — 19 м, а весят каждый по 800 т.


Задать свой вопрос можно по адресу: pm@imedia.ru

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2014).