Предлагаем вашему вниманию лучшие изображения планет, обнаруженных астрономами за пределами Солнечной системы — шедевры на грани науки и искусства.

NASA Ames/SETI Institute/JPL-Caltech
Иллюстраторы NASA приложили немало усилий, чтобы планета Kepler-186f выглядела похожей на Землю, в то же время не оставляя сомнений, что на картине — иной мир
NASA/JPL-Caltech/R. Hurt
Это драматичное изображение показывает экзопланету Kepler-16b, проходящую на фоне двух своих светил
NASA/Ames/JPL-Caltech
Художникам пришлось напрячь воображение, чтобы изобразить Kepler-20e — планету, покрытую действующими вулканами.
NASA/Ames/JPL-Caltech
Kepler-22b — первая из обнаруженных астрономами экзопланет в «обитаемой зоне» — на таком расстоянии от звезды, которое допускает существование жидкой воды на поверхности планеты
NASA/JPL-Caltech
Планеты в системе KOI-961, по размеру близкие к Марсу
NASA/Ames/JPL-Caltech
Планета Kepler-62f, расположенная в «обитаемой зоне» своей звезды, на 40% крупнее Земли
NASA/JPL-Caltech
Наблюдения с помощью космического телескопа Spitzer показали, что звезда? Ворона, расположенная относительно недалеко от Солнца, окружена «облаком» комет.
David A. Aguilar (CfA)
Газовый гигант Kepler-34b и двойная звезда, к системе которой он относится.
NASA/Ames/JPL-Caltech
Сверхземля Kepler-62f, расположенная в «обитаемой зоне» своей звезды.
NASA / JPL-Caltech
Звезда KIC 12557548 выжигает поверхность своего спутника — планеты размером примерно с Меркурий, так что за той тянется длинный хвост теряемого вещества

Экзопланеты (за редким исключением) невозможно непосредственно наблюдать даже в самый мощный телескоп. Поэтому красочные изображения, сопровождающие новости об открытии той или иной экзопланеты, как правило, рождены воображением художника. Однако эти иллюстрации должны быть не только красивыми, но и научно обоснованными. Они изображают то, чего никто прежде не видел, и при взгляде на них возникает закономерный вопрос: насколько эти картины соответствуют действительности?

«Наша работа — рассказать историю с помощью изображения, — говорит Роберт Хёрт, специалист по научной визуализации из Калифорнийского технологического института, сотрудничающего с NASA. — Процесс научной визуализации начинается с одного-двух фактов, на основе которых создается привлекательная иллюстрация».

Космический телескоп NASA Kepler помог астрономам обнаружить много новых экзопланет по незначительному уменьшению яркости звезд, перед которыми проходили вращающиеся на их орбитах планеты. Информация, которую мог дать космический телескоп о каждой из находок, весьма скудна: приблизительный размер планеты, расстояние до звезды, продолжительность года и приблизительная оценка температуры поверхности.

Хёрт и его коллега, аниматор Тим Пайл, решают, какие именно особенности экзопланеты они хотят подчеркнуть на иллюстрации. Так, недавно обнаруженная Kepler-186f, которая больше других экзопланет походит на Землю, была показана как «двоюродная сестра» нашей планеты — некоторое внешнее сходство очевидно, но на иллюстрации однозначно чужой мир. Kepler-186f находится в «обитаемой зоне» своей звезды, там может существовать жидкая вода. Поэтому иллюстраторы изобразили океан, правда, изменив соотношение поверхности воды и суши на 50/50 по сравнению с земными 70/30. Может ли существовать растительность на этой планете? Если да, то она скорее будет не зеленой, как на Земле, а одного из оттенков оранжевого цвета: звезда Kepler-186 излучает преимущественно в красной части спектра. Но иллюстраторы не рискнули визуализировать столь смелые предположения, и остановились на медном оттенке суши.

Зачастую художественный вымысел иллюстраторов преобладает над научной достоверностью. Например, на той же иллюстрации с Kepler-186f показаны четыре других экзопланеты (одна даже на фоне диска звезды, что должно напомнить о транзитном методе обнаружения этих планет). Эти планеты показаны гораздо более яркими и крупными, чем они могли бы выглядеть с выбранной точки. На многих иллюстрациях экзопланеты показаны на фоне своих светил. На реальной фотографии с такого ракурса поверхность планеты была бы в непроницаемой тени, и только узкий яркий полумесяц сверкал бы у самого края видимого диска планеты. Но художникам можно простить подобные преувеличения «ради красного словца» — в конце концов, их иллюстрации не претендуют на звание истины в последней инстанции, они лишь помогают читателям понять, о чем говорится в пресс-релизе NASA.

Подборка лучших иллюстраций — по версии Wired