Первый 3D-фильм, снятый в открытом космосе — это «Космическая станция 3D», вышедшая в 2002 году. Картина о постройке и начале работы Международной космической станции — уникальный и увлекательный исторический документ, запечатлевший события с помощью технологи IMAX 3D. Тони Майерс — режиссер, сценарист и продюсер фильма, поведала «Популярной Механике» историю создания картины и рассказала о том, как проходила работа над еще одним ее космическим кинопроектом — фильмом «Телескоп Хаббл в 3D» (2010).

Изображение с афиши фильма «Космическая станция 3D»
Постер фильма «Телескоп Хаббл в 3D»

— Как Вы готовились к съемкам фильма об МКС, и как они проходили?

? Не поверите, но чтобы снять фильм о космосе, нам пришлось даже участвовать в конкурсе! Удача была на нашей стороне? нас выбрали, и мы начали подготовку. Заключив уникальное соглашение с NASA и Российским космическим агентством, мы смогли отправить камеры IMAX в космос и использовали свое оборудование на МКС и космических шаттлах.


Я не космонавт, у меня нет достаточной для этого подготовки, и мне очень сложно рассказать, как именно проходят съемки в космосе. Перед полетом мы основательно готовим наших космонавтов: объясняем, как пользоваться камерами IMAX в космосе и получать с их помощью красивые кадры. Обучаем экипажи технологиям съемки, постановке освещения, звукозаписи? в общем, всему, что требуется для создания хорошего фильма. Сначала космонавты записывают звук, делают снимки. Потом эти записи возвращаются на Землю, и мы монтируем фильм. Но мы никогда заранее не знаем, что именно им удастся заснять. Например, я не могу написать традиционный сценарий, который пишут для обычного фильма. В случае с нашими фильмами о космосе я могу только кратко обозначить темы, которые мы хотим затронуть. Все остальное? в руках космонавтов. Они своими глазами видят то, что мы хотим показать на большом экране. И хотя мы заранее оговариваем темы, им оттуда намного лучше видно, что действительно стоит запечатлеть.


? Фильм изобилует очень понятными каждому бытовыми деталями и интересными наблюдениями. Может сложиться впечатление, что космонавты снимали в своем хоум-видео то, что считали нужным, а Вы потом отбирали лучшие моменты.

? Перед каждым полетом мы проводим обязательный инструктаж экипажа, предварительно оговариваем сцены, учитывая особенности конкретного путешествия. Но мы не ограничиваем космонавтов в их творческом полете и даже поощряем, когда они предлагают идеи сцен. Невозможно предугадать, что произойдет в открытом космосе, поэтому экипаж часто возвращается на Землю с совершенно неожиданными и восхитительными кадрами. Космонавты — очень творческие и невероятно изобретательные люди, и это понятно. Не зря именно их отобрали для такой работы!


? Как пришла идея картины о строительстве и начале работы МКС?

? Изначально у нас возникла идея перенести зрителя туда, где ему вряд ли удастся побывать в реальной жизни — в космос. Чтобы воплотить эту задумку в жизнь, мы обратились к уникальным камерам IMAX с самым высоким разрешением в мире. Они обеспечивают максимальный эффект погружения из всех возможных. Благодаря непревзойденному качеству изображения зритель буквально ощущает себя в эпицентре событий, происходящих в фильме. Сначала мы перенесли зрителя на морские глубины и показали ему дикую природу. Очевидно, что следующим шагом могло стать только путешествие в открытый космос. В обычной жизни такой удивительной возможности удостоены только космонавты. И вот для того, чтобы подарить зрителям настоящее, самое реалистичное космическое путешествие, мы и затеяли все это.


Есть еще кое-что, что подтолкнуло нас к созданию такого фильма. Изначально компания IMAX снимала документальные ленты, которые демонстрировались в научных центрах и музеях. В одном из таких музеев? Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне? открылся кинотеатр IMAX. Майкл Коллинз, известнейший астронавт и участник экспедиции на Луну, был первым директором этого музея. После просмотра фильма в формате IMAX он сказал: «Это то, что нужно! Для обычного человека единственный способ побывать в космосе — отправить туда камеры IMAX. Только так можно передать то, что я чувствовал во время экспедиции на Луну. Вы просто обязаны сделать фильм о космосе в формате IMAX!». За 10 лет нам удалось это осуществить? было непросто, ведь нужно было заинтересовать правильных людей. В 1982 году мы сняли документальный фильм о запуске шаттла «Колумбия» (IMAX, Hail Columbia!). Это стало первым шагом к отправке камер IMAX в открытый космос. Так нам удалось привлечь внимание NASA, а сотрудники NASA нашли спонсоров. Вот такая история.


? Трудно ли было снимать в 3D на орбите?

? Чтобы отправить камеры на МКС и снимать в космосе, пришлось уменьшить размеры и даже внести изменения в конструкцию камеры. Эта камера позволяет получать два разных изображения одновременно (одно — для левого глаза, другое — для правого) и снимает 48 кадров в секунду, что в два раза быстрее обычной записи. Соответственно, и пленки для нее требуется больше. Чтобы снять 8-минутный отрезок в формате 3D, потребуется полтора километра пленки для камеры Cargo Bay. Поэтому мы очень тщательно подходим к составлению съемочного бюджета и должны снимать так, чтобы не выбрасывать лишние куски во время монтажа.


? Как снимались впечатляющие общие планы МКС?

? Мы несколько раз отправляли на орбиту две 3D-камеры IMAX. Внешняя камера с дистанционным управлением снимала, как космонавты выходят в открытый космос и занимаются сборкой космической станции. Камера внутри станции наблюдала за повседневной жизнью космонавтов. С помощью второй камеры мы делали снимки внутри строящейся станции. Есть заблуждение, что на МКС царит абсолютнейшая тишина (ведь это космос), и поэтому космическая станция? якобы идеальное место для записи звука. Не было ли там, наоборот, слишком шумно из-за работы кондиционеров? В безвоздушном пространстве снаружи станции действительно царит тишина. Но внутри можно услышать множество самых разных звуков? от гула вентилятора и звуков различных экспериментов до разговоров и музыки: бывает, кто-то играет на музыкальных инструментах, поет или, например, участвует в переговорах с центром управления. Это целая палитра разнообразных звуков, не слишком громкая и довольно приятная.


Трейлер «Космической станции 3D»:



? Как проходила работа над фильмом «Телескоп Хаббл в 3D»? Какую обработку проходили переданные им изображения, вошедшие в картину?

? Нам посчастливилось работать с замечательными командами из Научного института космического телескопа и Национального центра суперкомпьютерных приложений при университете Иллинойса. Вместе с ними мы создали анимированные 3D-панорамы. Данные для этого были получены с телескопа Хаббл. Все звезды, которые вы видите в фильме,? настоящие известные звезды Звездного каталога. Они показаны именно так, как и располагаются в действительности. Целые поколения ученых усердно работали, чтобы получить данные о туманности Ориона и изучить расположение звезд в Галактике. Все, что вы видите в фильме,? это реальные данные, а не компьютерная графика, как некоторые могли бы подумать.


? Каким образом «оживлялись» статичные снимки? Все ли звезды, эффектно разлетающиеся по сторонам, настоящие или какие-то все же приходилось дорисовывать?

? Большая часть ответа на этот вопрос есть в ответе на предыдущий. Мы прибегали к использованию только одного инструмента? это программное обеспечение «Виртуальный режиссер» (Virtual Director). С его помощью можно проектировать траекторию полета из одной конкретной точки 3D-пространства в другую. В результате мы смогли показать перемещение объектов на фоне реальной панорамы космоса.


Трейлер картины «Телескоп Хаббл в 3D»: