В ЦАГИ завершен первый этап исследований аэродинамики новой космической головной части, предназначенной для доставки на Международную космическую станцию на ракете-носителе «Протон-М» научно-энергетического модуля, создаваемого РКК «Энергия» в кооперации с предприятиями отрасли.
Испытания новой головной части «Протона-М»
Модель новой головной части «Протона-М» в аэродинамической трубе Т-109

Размеры нового модуля не соответствуют стандартным габаритам космических головных частей ракеты-носителя «Протон-М». Задача ЦАГИ в этом проекте — исследовать аэродинамику новой головной части в широком диапазоне скоростей. Предварительные исследования были проведены в 2012 году на малой модели (масштаб 1:80) в аэродинамических трубах ЦНИИ машиностроения. Испытания в ЦАГИ выполняются на модели в масштабе 1:20.

Программа первой части исследований была осуществлена в аэродинамической трубе Т-109 в декабре 2013-го — январе 2014 года. В настоящее время аэродинамические испытания модели проводятся в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128. Затем ученым ЦАГИ предстоит обработать и проанализировать полученные результаты.

«В результате проведенных испытаний мы определим силы и моменты, действующие на космическую головную часть в составе ракеты. Кроме того, будет получено распределение давления в интересующих точках на модели и проведено исследование пульсаций давления — то есть характеристик нестационарности обтекания. Эту информацию мы должны получить в широком диапазоне чисел Маха (от М=0,6 до М=3,3). Полученная информация ляжет в основу базы данных по аэродинамике новой головной части ракеты «Протон»», — поясняет начальник отдела аэротермодинамики высокоскоростных летательных аппаратов ЦАГИ доктор физико-математических наук Сергей Дроздов.

Работы по созданию научно-энергетического модуля для МКС начаты в РКК «Энергия» в декабре 2012 года. Запуск модуля на орбиту планируется в 2017—2018 годах.

По сообщениям ЦАГИ и РКК «Энергия»