В сеть утекли данные пользователей «Яндекс.Еды». Что это значит, и как обезопасить себя в будущем

22 марта 2022 года появилась информация, что в сеть утекло огромное количество данных пользователей сервиса «Яндекс.Еда» — имена, фамилии, номера телефонов, адреса электронной почты и даже места фактического проживания. Рассказываем, для чего можно использовать эту информацию, и как обезопасить себя в будущем.
В сеть утекли данные пользователей «Яндекс.Еды». Что это значит, и как обезопасить себя в будущем

Как защитить себя от утечки персональных данных, и что делать, если информация о вас уже попала в открытый доступ?

Огромное количество персональных данных было опубликовано в сети в виде карты — на ней разместили множество точек по всей территории России. При нажатии на любую из них пользователи могли получить персональные данные людей, заказывавших доставку в «Яндекс.Еде» по любому адресу: имя и фамилия, номер телефона, адрес проживания (вплоть до квартиры) и адрес электронной почты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На момент написания заметки, Роскомнадзор заблокировал доступ к карте. Тем не менее, считаем важным рассказать, к чему приводят утечки данных, и как защитить себя от этого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что делать, если ваши персональные данные попали в сеть

Об утечке персональных данных «Яндекс.Еда» сообщила еще 1 марта. В интернете опубликовали телефоны клиентов и информацию о заказах — состав, время доставки, адреса и другие, кроме банковских и платежных данных, логинов и паролей. После этого инцидента «Яндекс» ужесточил защиту информации о заказах, и пообещал, что теперь она сопоставима с хранением данных о платежах, логинах и паролях. Тогда представители компании уведомили всех пострадавших пользователей по электронной почте и обратились с правоохранительные органы. На данный момент «Яндекс» работает с правоохранительными органами и ресурсами, которые могут использовать злоумышленники, для минимизации распространения массива персональных данных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как деактивировать свой аккаунт

Тем не менее, если вы в целях своей безопасности решите отказаться от услуг «Яндекс.Еды», то удалить свою учетную запись будет не так просто. К сожалению, у сервиса нет такой функции — самостоятельно деактивировать или полностью удалить свою учетную запись вы не можете. У вас есть возможность изменить в профиле имя, адрес электронной почты или номер телефона. Вы также можете выйти из своего аккаунта, но персональные данные это не удалит.

Как удалить свою учетную запись в «Яндекс.Еде»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но если вы захотите раз и навсегда распрощаться с сервисом, то можно обратиться в службу поддержки. Для этого можно написать на электронную почту службы поддержки «Яндекс.Еды» - love@eda.yandex.ru, или позвонить по номеру 8 (800) 600-12-10.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Есть и второй вариант – связаться с менеджером через приложение. Для этого перейдите в раздел «Поддержка»>> «Вопрос не по заказу» >> «Хочу пожаловаться». В открывшейся форме вы можете написать обращение с просьбой удалить ваши данные из базы.

Также имейте в виду, что вы можете подать индивидуальный иск на «Яндекс.Еду» и потребовать финансовую компенсацию от компании в размере причиненного вреда. Сумма компенсации будет зависеть от тяжести причиненного вреда, который, тем не менее, нужно будет доказать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кому могут понадобиться ваши персональные данные

Эксперты по информационной безопасности рассказывают, что попавшие в сеть персональные данные можно использовать несколькими способами:

  1. Эти данные можно продать другим злоумышленникам;
  2. Персональные данные человека могут упростить «фишинг» интернет-мошенников. Например, популярный вид мошенничества — звонки из так называемых банков — возможны, если у злоумышленников есть номер вашей карты, имя и номер телефона;
  3. С помощью персональных данных пользователя можно получить доступ к его аккаунтам и устройствам, в том числе к личной переписке, и пользоваться ими в своих целях.

Как защитить свои персональные данные

К сожалению, никто не застрахован от утечек персональных данных, при этом самостоятельно пользователи не могут себя обезопасить. Но люди могут сократить количество информации о себе. Для этого:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  1. Указывайте лишь необходимый минимум данных, необходимых для работы сервиса;
  2. Используйте разные пароли для разных сервисов. Даже если утечка случится, злоумышленники не смогут получить доступ ко всем вашим аккаунтам;
  3. Регулярно обновляйте пароли. Утечки данных происходят постоянно, и вы можете даже не знать о них. А злоумышленники будут пользоваться вашими данными;
  4. Настройте двухфакторную аутентификацию. Она помешает злоумышленникам получить доступ к вашим аккаунтам даже в случае, когда у них есть данные для входа;
  5. Добавляйте водяные знаки на фото документов — укажите с их помощью, когда и для какого сервиса было сделано фото. Есть все шансы, что техподдержка отклонит эти фото, если злоумышленники попытаются использовать их для верификации аккаунта на других сервисах;
  6. Если же утечка произошла, и ваши данные попали в открытый доступ, можете обратиться в компетентные органы или потребовать от сервиса денежную компенсацию.

Кстати, у «TechInsider» есть материал, где мы рассказываем, как пошагово удалить свои персональные данные из интернета. Может быть полезным, если хотите сократить свой информационный след.