Недавно Nissan объявил о начале тестирования роботизированной версии электромобиля Leaf на дорогах общего пользования в Японии. В связи с этим «ПМ» обратилась за комментариями в штаб-квартиру компании. Вот что нам рассказал директор отдела планирования технологий из подразделения планирования и разработки передовых технологий Nissan Motor Co. Ёичи Кисимото.

Премьер-министр Японии Синцо Абе в Nissan Leaf с автономным управлением     
Leaf мониторит все происходящее на дороге в каждый момент времени, приблизительно на 200 метров впереди и на 100 метров сзади     
Если автомобиль впереди едет слишком медленно, Nissan Leaf может совершить обгон

Nissan запустит систему «Автономное вождение» (Autonomous Drive) на нескольких моделях к 2020 году. После 2020 года компания планирует распространить технологию по всему модельному ряду в течение двух поколений автомобилей.

Для корректного автономного вождения машина должна в совершенстве овладеть такими умениями, как «Распознавание», «Оценка» и «Действие». Для «Распознавания» предназначены системы мониторинга дороги/состояния трафика, искусственный интеллект будет служить для «Оценки» ситуации, ну а для «Действия» Leaf оборудован электроприводом.

Тем не менее уже сейчас достоинства Leaf c Autonomous Drive — это аккуратная езда (он не провоцирует ДТП) и быстрое реагирование на дорожную ситуацию. Причина более 90% ДТП — человеческий фактор, машина же может реагировать более чем в 10 раз быстрее человека.

В то же время человек может обучаться и прогнозировать развитие событий. Например, водитель сбросит скорость, проезжая мимо школы или не станет парковаться рядом с грязными автомобилями (опасаясь, что его автомобиль также будет забрызган грязью). Обучение и прогнозирование такого рода будут добавлены «искусственному интеллекту» машины, чтобы сделать ее еще «умнее».

Мы, в Nissan, считаем, что автомобили с системой «Автономное вождение» главным образом должны помочь в предотвращении транспортных происшествий, борьбе с пробками, также они станут доступным средством передвижения для пожилых людей или людей с ограниченными возможностями.

В отличие от подобных разработок других компаний автономный прототип Nissan Leaf имеет следующие преимущества:

 — Доступность: использование доступных компонентов даже на стадии исследований, чтобы сделать систему Autonomous Drive функцией «для всех».

 — Реальность: все необходимое для автономной езды оборудование уже органично «упаковано» в автомобиль и подходит для массового производства.

 — Безопасность: исходя из концепции Nissan «Щит безопасности» Leaf активно избегает рисков.

«Популярная механика»: Все это замечательно, однако как роботизированный автомобиль будет реагировать на сложные дорожные ситуации? Пример 1: его «подрезают» справа, помимо резкого оттормаживания может понадобиться еще и быстрое уклонение влево. Сумеет ли Nissan избежать столкновения в подобной ситуации?

Ёичи Кисимото: Благодаря технологии «Автономное аварийное руление» автомобиль способен распознавать «зону ухода» («escape zone») в любой момент времени и выбрать уход в эту зону в случае необходимости.

«ПМ»: Пример 2: роботизированный Nissan едет по магистрали в крайней, самой спокойной полосе: у нас это крайняя правая, у Вас в Японии — соответственно — крайняя левая. Nissan едет прямо, но близится съезд. Другие автомобили перестраиваются на ту же полосу и, поскольку едут быстрее автомобиля-робота, ему придется все время пропускать их, останавливаясь, верно?

Ё.К.: Leaf будет действовать в соответствии с ситуацией. В случае, если он не сможет далее двигаться прямо из-за транспорта, который перестроился в его полосу, чтобы уехать на съезд, Leaf оценит возможность перестроения в соседнюю полосу (в России — в полосу слева). Если такая возможность есть, Leaf перестроится: для этого автомобиль оснащен технологией «Автономный обгон». Если же, скажем, по этой соседней полосе быстро приближается автомобиль, то Leaf, оценив ситуацию, перестраиваться не будет. То есть в любом случае он будет пытаться «договориться».

«ПМ»: Пример 3. Мы разместили видео, где Leaf объезжает вышедшего из-за препятствия пешехода: Наши читатели заметили, что при маневре автомобиль выезжает на «встречку», то есть потенциально провоцирует серьезную аварию. Ваш комментарий.

Ё.К.: Leaf мониторит все происходящее в каждый момент времени, приблизительно на 200 метров впереди и на 100 метров сзади, и определяет все препятствия, в том числе приближающиеся автомобили, распознавая «зону ухода». В случае внезапного появления пешехода, Leaf поедет в «зону ухода», избегая наезда на человека и при этом никогда не провоцируя лобового столкновения со встречным автомобилем.