Транспорт будущего в исполнении Элона Маска — это труба Hyperloop, внутри которой со скоростью 1200 км/ч курсируют вагоны, вмещающие по 28 пассажиров. Маск утверждает, что вся эта транспортная система обойдется в $6 млрд, то есть на 62 млрд дешевле, чем проектируемая Калифорнийская скоростная железная дорога, по которой поезда будут ездить со скоростью всего 350 км/ч.

Элон Маск уже произвел небольшую революцию в нескольких высокотехнологичных отраслях в сфере транспорта, основав компании Tesla Motors, разрабатывающую электромобили, и SpaceX, занимающуюся космическим транспортом. Теперь он решил построить трубу, по которой собирается перекачивать не нефть, не газ, а пассажиров. Путь из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско займет 35 минут. Идея Маска может оказаться не такой уж и безумной, как выглядит на первый взгляд. Во всяком случае, специалисты считают, что она вполне реализуема.
Как будет работать Hyperloop Элона Маска

Приподнятая над землей труба длиной 560 км представляет собой вакуумированный канал, по которому должны носиться пассажирские вагоны-капсулы. Приводить в движение их будут линейные электродвигатели — примерно так же, как это делается с поездами на магнитной подушке («маглев»). Правда, поддерживать на весу их будет не магнитное поле — нет, вагон будет скользить на тонкой воздушной пленке, создаваемой компрессором, помещенным перед носом транспортного средства.

С учетом низкого давления в трубе и движения на воздушной подушке в такой системе вагоны будут ходить с большими интервалами — это позволит экономить энергию и уменьшить эксплуатационные расходы. Марсель Жюфер из федеральной Политехнической школы в Лозанне долгое время руководил исследовательской группой, которая работала над проектом Swissmetro, где реализовывалась концепция подземной системы «маглев» в туннеле с пониженным давлением. Он считает, что намного более низкое давление, которое собираются поддерживать в системе Hyperloop, грозит стать серьезным препятствием на пути к воплощению этого проекта.

В трубе Hyperloop предполагается рабочее давление в одну тысячную атмосферы. Жюфер утверждает, что поддержание такого давления — затея весьма дорогостоящая. Кроме того, в ситуации глубокого вакуума будут крайне осложнены любые спасательные работы. «Основные угрозы жизни напрямую связаны именно с этим вакуумом, — говорит он. — Как они думают в случае аварии эвакуировать пассажиров?»

Охлаждение

Установленные в трубе статоры (электромагниты) и алюминиевые рельсы на пассажирской капсуле (исходящее от статоров поле будет приводить вагоны в движение) должны в процессе работы сильно нагреваться. По оценкам Жюфера, при каждом торможении и разгоне их температура будет подниматься градусов на сто. А вот охлаждать их в ситуации вакуума сложно, поскольку отсутствует конвекция.

Однако самые серьезные препятствия, стоящие на пути этого проекта, — это вопросы экономические и юридические. В шестимиллиардную сумму расходов, которую назвал Маск, не включено приобретение прав на прокладку пути через территории, где размещается самая дорогая в стране недвижимость.

Разработка

Ко многим из этих проблем можно подступиться только после методичного компьютерного моделирования, за которым уже должны последовать реальные разработки в железе. Проект сильно выиграет, если в него будут вложены серьезные средства. Так можно продемонстрировать, что это не просто игра ума влиятельного фантазера. Элон Маск заявил, что он уже прикидывает, как приступить к практической реализации своего проекта. Возможно, работы будут вестись в Западном Техасе на испытательном ракетном полигоне компании SpaceX. А при таких серьезных намерениях проект Hyperloop может стать чем-то большим, чем просто 57-страничный перспективный план.

Статья «По трубе в будущее» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2013).