РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авиация: истребители бизнес-класса

В начале года компания Saker Aircraft анонсировала появление на рынке удивительного самолета. Внешне Saker S-1 напоминает реактивный истребитель, да еще и с некоторыми чертами самолета-невидимки. При этом номинально он является представителем класса частной бизнес-авиации, оснащен турбовентиляторными моторами и не несет никакого вооружения. Зачем нужен такой гибрид? Насколько быстрым должен быть современный бизнес-самолет, и нужна ли ему защита от радаров?
Тэги:
Авиация: истребители бизнес-класса

Большинство частных авиапарков сильных мира сего состоит именно из административных самолетов бизнес-класса. В русской традиции подобный класс называется «административной авиацией». Среднеразмерные самолеты перевозят чиновников, представителей государственных и частных компаний, иногда фрахтуются под целые группы людей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В среднем в салоне самолета бизнес-класса могут комфортно разместиться от семи до пятнадцати человек, редко это число доходит до двадцати. Да, бизнес-джет — это дорогая игрушка. Поэтому его стоимость, доходящая до $70 млн, должна окупаться комфортом, возможностью не зависеть от расписания и скоростью. Вечное соревнование в области бизнес-джетов — погоня за скоростью — в последнее время достигло своего апогея. За один только 2013 год рекорды бились различными моделями уже дважды. А на подходе — Saker S-1, высшая стадия скоростного безумия.

Турбовентиляторный рекордсмен

Сегодня борьба за звание самого быстрого бизнес-джета идет между двумя вполне конкретными моделями — Cessna 750 Citation X и Gulfstream G650. Причем первенство все-таки у «Сессны», несмотря на то что она была разработана на 16 (!) лет раньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Cessna 750 Citation X
Бизнес-джет класса Super mid-size, на данный момент удерживающий рекорд скорости (0,935М) как в своем классе, так и среди административных самолетов в целом. Последняя модификация самолета (2010 год) оснащена двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-Royce AE3007C2, вмещает до 12 пассажиров и стоит $22 млн.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В принципе, уже на начало 1990-х «Сессна» была одним из мировых лидеров в производстве бизнес-джетов. Самолеты и так расходились как горячие пирожки, несмотря на достаточно острую конкуренцию. Но у такого положения были и слабые стороны. Высшая модель линейки — Cessna 650 Citation VII — тогда уже порядком устарела, совершив свой первый полет (в ранней модификации Citation III) еще в 1979 году. Кроме того, «Сессны» славились своей медлительностью — 650-я серия разрабатывалась в первую очередь как надежная и комфортная, а потому особой скоростью не отличалась. Рекордсменами среди бизнес-самолетов на тот момент были американские Learjet 55.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1990 году у Learjet начались проблемы, и компанию приобрела корпорация Bombardier. Этот момент был удобным для обновления линейки «Сессны», и практически тут же было объявлено о разработке нового флагмана. Тремя годами позже Cessna 750 Citation X совершила свой первый полет, а еще через три года попала в серийное производство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В принципе, схема 750-й модели была традиционна — двухмоторный низкоплан с турбовентиляторными двигателями. Но инженеры существенно изменили профиль крыла и форму фюзеляжа в целях снижения сопротивления и улучшения летных качеств, плюс самолет оборудовали новыми силовыми агрегатами Rolls-Royce AE 3007C повышенной мощности, а приборную панель — электронными дисплеями, чего ранее на «Сесснах» не было. В результате 750-ка стала бить один рекорд скорости за другим, причем некоторые ставились частными пилотами, покупателями самолетов.

Модель постепенно совершенствовалась. Последний крупный апгрейд состоялся в 2010 году: новые двигатели Rolls-Royce AE 3007C2, увеличение полезной нагрузки, новое навигационное оборудование. Самолет получил наименование Cessna 750 New Citation X — и наконец установил абсолютный рекорд скорости среди серийных самолетов бизнес-класса — 1145,4 км/ч, или 0,935 М.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Gulfstream G650
Основной конкурент «Сессны» в борьбе за рекорд скорости среди бизнес-джетов. На данный момент способен разгоняться до 0,925 М — это рекорд для бизнес-джетов в классе Large-cabin. Первый G650 «ушел» к покупателю лишь в декабре 2012 года, так что впереди у Gulfstream еще много доработок и шансов на установление рекорда «в общем зачете».

Или реактивный?

Основным конкурентом «Сессны» на данный момент является самолет Gulfstream G650. Основное его отличие на самом виду: он оснащен двумя реактивными двигателями Rolls-Royce Deutschland BR725. Компания Gulfstream Aerospace объявила о разработке флагмана в 2008 году, годом позже он совершил свой первый полет, а с 2012-го его уже можно заказать и приобрести. На сайте производителя довольно дерзко указано: этот самолет летит дальше, быстрее и более комфортабелен, чем любые другие самолеты этого же класса. Насчет дальности и комфорта в принципе можно и согласиться, а вот насчет скорости инженеры явно преувеличивают. Максимальная скорость Gulfstream G650 пока что составляет 1133,2 км/ч, или 0,925 М, что несколько меньше, чем у «Сессны». Другое дело, что G650 — совершенно новый самолет, его разработка только-только завершилась, и в ближайшее время он, скорее всего, поставит ряд новых рекордов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно, что объявление о разработке новой Cessna 750 New Citation X появилось практически сразу после первых успешных полетов Gulfstream G650 — это явно было реакцией на действия конкурента. В течение некоторого времени G650 действительно держал перехваченный у «Сессны» рекорд скорости, но вынужден был отдать его в начале 2013 года. По сути, два производителя вступили в очную и очень живую гонку за рекорд. При этом не стоит забывать, что самоцель здесь все-таки не скорость: в первую очередь оба самолета должны быть комфортабельными и хорошо продаваться целевой аудитории. Это серьезно ограничивает возможности разработчиков. Разогнать самолет до скорости звука на сегодняшний день не так уж сложно, но нужно ли это заказчику?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третий игрок

Но пока Cessna и Gulfstream бодаются за право быть самым быстрым, на заднем плане замаячила компания, до сих пор ничем особым не отличившаяся, по крайней мере на этом поприще. Она называется Saker Aircraft, и ее творение Saker S-1 ничем не напоминает гражданский самолет — скорее реактивный истребитель. Правда, S-1 находится то ли на стадии концепта, то ли на стадии предварительных испытаний, и первый полет у него еще впереди. Но компания уже принимает предзаказы (начало поставок — 2019 год).

Подклассы бизнес-джетов

Тяжелые (Heavy): Airbus, Boeing, Embraer, Sukhoi;
Большекабинные (Large-Cabin): Bombardier, Dassault, Gulfstream;
Суперсреднеразмерные (Super mid-size): Bombardier, Cessna, Dassault, Embraer, Gulfstream, Hawker;
Среднеразмерные (Mid-size): Bombardier/Learjet, Cessna, Dassault, Embraer, Gulfstream, Hawker;
Легкие (Light): Bombardier/Learjet, Cessna, Dassault, Embraer, Grob, Hawker, Sino, Honda;
Очень легкие (Very light): Cessna, Comp Air, Eclipse, Embraer, Epic, Honda.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, тут есть одно «но». S-1 не относится к административным самолетам. Скорее это представитель малой авиации, поскольку он способен нести одного пилота и одного пассажира. Впрочем, пассажир будет располагаться со всем необходимым комфортом; в самолете предусмотрены и развлечения, и место для работы, то есть, в принципе, одного бизнес-воротилу до точки заключения сделки самолет доставит без проблем. В любом случае S-1 — машина сугубо гражданская и потому претендует на самую высокую скорость среди частных самолетов: заявленная максимальная скорость Saker достигает 0,99 М, или 1212,8 км/ч! Причем даже крейсерская скорость машины (1163,8 км/ч) выше «максималки» конкурентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Saker S-1
Самолет, номинально относящийся к бизнес-джетам класса Light. Если он все-таки будет построен «в металле» (на данный момент компания представила лишь расчеты и макет), он имеет шансы на то, чтобы поставить непреодолимый рекорд скорости среди административных самолетов — его заявленная максимальная скорость составляет 1,1 М, несмотря на то что он оснащен турбовентиляторными двигателями и лишь имитирует реактивный истребитель.

В качестве силового агрегата на самолете будут использоваться два турбовентиляторных Williams FJ44−4 (сегодня такой двигатель установлен на единственном воздушном судне — бизнес-джете Cessna Citation CJ4).

Хотя создатели Saker утверждают, что вдохновлялись дизайном военных истребителей, некоторые эксперты уверены, что «ноги» самолета растут из канувшего в Лету ATG Javelin. Последний был разработан в 2003 году компанией Aviation Technology Group, двумя годами позже совершил первый полет. Javelin точно так же эксплуатировал дизайн истребителя, при этом будучи оборудован турбовентиляторными Williams FJ33−4-19J. Правда, в 2007-м у компании закончились средства на разработку самолета, а год спустя она обанкротилась. Другое дело, что Javelin при всей своей внешней экзальтированности предлагал покупателю вполне обычную скорость, а вот Saker половину своей рекламы строит на красивом числе 0,99 М.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Корректность сравнения

Основной вопрос, возникающий при изучении бизнес-джетов, это корректность сравнения. Класс административных самолетов очень широк в плане показателей. Например, к этому классу относятся и воздушные гиганты Airbus A380 Flying Palace или Boeing 747−400 Business Jet, и крошечные Learjet 40 или Cessna Citation CJ1, способные вместить едва ли пять-шесть пассажиров. Поэтому внутри административного класса существует шесть подклассов: тяжелые самолеты, большекабинные самолеты, суперсреднеразмерные самолеты, среднеразмерные самолеты, легкие самолеты и очень легкие самолеты.

Все три «героя», о которых шла речь в данном материале, относятся к разным подклассам. Gulfstream G650 — к большекабинным, Cessna 750 Citation X — к суперсреднеразмерным, а Saker S-1 — к легким. Поэтому прямое их сравнение по всем показателям нельзя считать абсолютно корректным. Но по абсолютной скорости в бизнес-классе их сравнивать можно — отсюда и возникла внутриклассовая борьба за рекорды.

Загрузка статьи...