«Роботы? — говорит Ланбер Жао, директор подразделения компании по производству фонарей LED LENSER в Китае. — У нас только одну операцию делает робот. А все остальное — рабочие. Но я вовсе не уверен, что роботы справились бы лучше…» «Популярная механика» побывала на заводе LED LENSER и проследила весь производственный путь светодиодных фонарей.
Как делают карманные фонари Led Lenser

Когда в 1994 году братья Харальд и Райнер Ополка решили основать компанию по выпуску фонарей, консультант банка только посмеялся над ними, заявив, что эта отрасль бесперспективна. У братьев тоже были некоторые сомнения — до тех пор, пока они не продали оснащенных уникальной системой фокусировки фонарей на более чем €200 млн.

Анатомия фонаря Анатомия фонаря

А в прошлом году компанию Led Lenser приобрела фирма Leatherman Tool Group, основатель которой Тим Лезерман даже пошутил по этому поводу: хотел, мол, купить фонарь, но секретарь неправильно понял и купил всю компанию. В цехе мехобработки, где из алюминиевых трубок изготавливают корпуса, Ланбер Жао обращает мое внимание на людей в желтых рубашках, которые снуют среди станков, и одетых в синие комбинезоны рабочих: «Это инспекторы по качеству.

Ключевая технология и главная гордость компании Led Lenser — это оригинальная оптическая система, разработанная братьями Ополка и позволяющая перестраивать фокусировку оптического пучка для использования фонарей в любых условиях. Вот эти маленькие «капельки» — линзы, отлитые под давлением из специального оптического пластика.

У каждого из них есть стол и компьютер, но нет стула — их задача замечать и решать возникающие проблемы раньше, чем они станут причинять неприятности». А вот в цехе, где изготавливают главное ноу-хау фонарей Led Lenser — оптику, людей нет: роботизированная система отливает под давлением линзы и рефлекторы из специального оптического пластика. Это как раз и есть та самая единственная операция, которую выполняет робот.

Сборка фонарей производится вручную, но с тщательностью, которой позавидовал бы любой робот, а после этого каждый фонарь проходит заключительную проверку качества (даже зарядку для аккумуляторных моделей), упаковывается и отправляется на склад.

И фонари в сборе, и отдельные детали проходят ряд жестких испытаний в климатических камерах с имитацией мороза и жары, под дождем и в условиях вибрации и ударов, чтобы гарантировать бесперебойную работу.

Список выборочных испытаний продукции и компонентов выглядит гораздо более длинным и внушительным, чем описание производственных операций: от тестов на электромагнитную совместимость, электрических характеристик батарей и измерения светового потока до проверки качества золотого покрытия контактов в горячей соленой воде (в течение нескольких суток) и работоспособности фонарей при низких и высоких температурах, в условиях вибрации ударов — всего 24 довольно жестких испытания.


Темное место

«Двадцать лет назад смена лампочки в карманном фонаре была такой же обычной (и почти такой же частой) процедурой, как и смена батареек. Сейчас мощные светодиоды со сроком службы в сотни тысяч часов практически полностью захватили этот рынок, — говорит Свен Хансен, руководитель отдела передовых разработок производственного подразделения LED LENSER в Китае. — Основную работу по разработке новых моделей делают мои коллеги в немецком конструкторском бюро компании. Но многие вещи удобнее делать на месте — скажем, оперативно адаптировать конструкцию (схему питания, систему охлаждения) под новые компоненты, такие как сверхъяркие светодиоды». Для испытаний фонарей в условиях, приближенным к реальным, в отделе исследований и разработок построен закрытый туннель с установленными на различных дистанциях измерителями светового потока.


Как признался президент производственного отделения Led Lenser Ракеш Сридхаран, «мы выпускаем фонари, которые можно купить за полсотни долларов, но придерживаемся таких стандартов, как будто делаем детали для космических кораблей».

Статья «Там, где рождается свет» опубликована в журнале «Популярная механика» (№9, Сентябрь 2013).