Группа похожих на вентиляторы роботов объединяется, чтобы превратиться в цельный многороторный вертолет.

Небольшие гексагональные платформы с роторами созданы швейцарскими разработчиками из команды профессора Рафаэлло Д’Андреа (Raffaello D’Andrea). Впрочем, интерес представляет не столько такая платформа сама по себе, сколько их удивительные способности работать в команде. Не получая никаких команд со стороны, они не только соединяются в единый летательный аппарат, но и каждый индивидуально решает, как ему действовать в качестве компонента цельной системы, получившей название Distributed Flight Array (DFA).

Все начинается с группы отдельных DFA, находящихся на земле. Каждый робот оснащен тремя колесами, позволяющими ему вращаться и двигаться в нужном направлении. Каждый из них запрограммирован перемещаться в определенную зону «полигона» — скажем, подсвеченную область. Сблизившись достаточно, они начинают нечто вроде танца: один робот медленно вращается, второй описывает пируэты вокруг него, пока оба не сомкнутся механическими крепежами. Взаимодействие между отдельными роботами обеспечивается с помощью обмена данными через ИК-порты.

Так, один за другим, модули объединяются и ненадолго замирают, калибруя свои бортовые датчики, а затем синхронно включают роторы — чтобы не создавать крутящего момента, половина вращается по часовой стрелке, половина против — и поднимаются вверх.

Образуемая ими многороторная летательная система может иметь практически любую компоновку и включать разное количество модулей. В полете каждая платформа использует собственный набор инерциальных сенсоров (таких же, как в современных смартфонах), с помощью которого следит за своим наклоном и вращением. И при необходимости каждая платформа самостоятельно меняет режим работы ротора, чтобы скорректировать движение. Единого центра управления у системы нет, но по отдельности роботы летать неспособны: разделившись, они могут лишь быстрее вернуться на землю.

Разработки профессора Д’Андреа, который специализируется на распределенных системах управления роботизированными механизмами и их взаимодействия, имеют не только академический интерес. Они уже используются на колоссальных складах крупнейшего в мире интернет-магазина Amazon, обеспечивая логистику действий роботов-грузчиков, загружающих полки, ищущих и доставляющих нужный товар. Пока те работают без пропеллеров — но это только пока.

По публикации Wired