Хищные серые силуэты многочисленных военных кораблей почти гарантированно привлекают взгляд любого человека, впервые оказавшегося в военном порту. А на всякую мелочь, вроде буксиров, люди смотрят пренебрежительно. И совершенно напрасно: именно они являются здесь самыми главными трудягами.
Тест-драйв портового буксира

Два желтых буксира, разойдясь на сотню метров в стороны, синхронно делают несколько оборотов. Потом сходятся носами и начинают, подобно заправским танцорам, кружиться уже как единое целое. «А что, не только танки ведь могут танцевать!» — смеется Андрей Миколенко, капитан рейдового буксира РБ-394 группы рейдовых судов обеспечения Балтийского флота, намекая на известный случай «танкового балета» в 2010 году на выставке «Технологии в машиностроении». Он едва заметно двигает джойстиками управления, глядя сквозь остекление ходовой рубки на буксир РБ-42 и координируя движение судна по рации с его капитаном Юрием Бутом.

Параметры буксира Водоизмещение: стандартное — 303 т, полное — 417 т Главные размеры: длина наибольшая — 25,4 м, ширина наибольшая — 8,8 м, осадка максимальная — 3,8 м Скорость — 12 узлов Тяга на гаке — 23−35 т Пропульсивный комплекс: главные двигатели: 2 х 1015 л.с. (Caterpillar С32), движители: 2 полноповоротные винторулевые колонки Rolls-Royce Генераторы: два дизель-генератора мощностью 86 кВт (380 В, 50 Гц) каждый Палубное оборудование: носовая якорно-буксирно-швартовная электрогидравлическая лебедка, буксирный гак типа GMH, электрогидравлический кран-манипулятор Система внешнего пожаротушения: ДПжН производительностью 800 кубических метра в час, два водопенных лафетных ствола по 300 метров кубических в час, система водяных завес Вместимость цистерн: дизельного топлива — 70 кубометров, смазочного масла — 1,6 кубометров, пресной воды — 12 кубометров, балластной — 18 кубометров Экипаж: 8 человек

Новое поколение

Новые рейдовые буксиры РБ-42, РБ-394 и РБ-395 проекта 90600, пополнившие в 2012 году состав вспомогательных судов Балтийского флота, построены на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла». «Велика ли разница между новым поколением и старым? — отвечает на мой вопрос капитан РБ-395 Владимир Скитер. — Ну, это примерно как если пересесть с «Запорожца» на «Мерседес». И это вовсе не преувеличение — новые суда значительно более мощные, маневренные, да и управлять ими гораздо проще, не говоря уже о комфорте работы».

По словам Владимира, его предыдущий буксир, РБ-255 проекта 737К, тоже имел высокую маневренность за счет крыльчатых движителей (за что и получил прозвище «вертолет»), но мощностью силовой установки (два 300-сильных дизеля) существенно уступал новому РБ-395, который оснащен двумя 1000-сильными дизелями Caterpillar. Правда, современные двигатели довольно чувствительны к качеству топлива, поэтому его в обязательном порядке прогоняют через сепаратор перед заливкой в расходные танки — их два по 3 м³ в каждом (а общий объем топливных цистерн судна составляет 70 м3).

В любую сторону

Каждый двигатель с помощью ременной передачи вращает масляную помпу, а на другом конце масляной магистрали находится гидромотор, приводящий гребной винт в кольцевом насадке (через гидромуфту зацепления). Буксир оснащен двумя поворотными азиподами (полноповоротными винторулевыми колонками), которые управляются с помощью гидравлической системы. В ходовой рубке буксира не наблюдается никаких следов штурвала, обычного для управления морскими судами. Вместо него — два джойстика (правый и левый), каждый управляет соответствующей поворотной винторулевой колонкой.

Угол поворота джойстика указывает направление тяги, а отклонение рукоятки — значение тягового усилия. Оперируя джойстиками и комбинируя тягу двух винтов, можно заставить судно двигаться в любом направлении с очень высокой точностью. Для буксира это значительное преимущество. «Благодаря регулировке величины и направления тяги судно может двигаться в любом направлении, — объясняет Андрей Миколенко, демонстрируя, насколько легко управлять судном. — Например, довольно часто мы отводим корабли от причала, швартуясь лагом (боком) к буксируемому судну».

Главный инструмент

Для буксировки судно оснащено двумя битенгами (тумбами для троса), буксировочными гаками и носовой якорно-буксирно-швартовной лебедкой. Пультов управления лебедкой два — один в ходовой рубке, второй на палубе. Вахтенный помощник в рубке может переключить управление на любой из них. На этом же пульте имеется кнопка аварийной отдачи гака на кормовом битенге (то есть расцепления с буксируемым судном). Такие же кнопки есть еще в трех местах на палубе: на правом и левом бортах и на палубном пульте.

Огнеборец

В машинном отделении буксира расположены не только два главных дизеля, но и два дизель-генератора мощностью по 86 кВт каждый. Они обеспечивают судно электроэнергией и выполняют вспомогательную роль. Там же находится и пожарный насос, подающий около 800 м³ воды в час. Дело в том, что суда проекта 90600 можно использовать не только для буксировки, но и как пожарные катера. Два лафета над крышей ходовой рубки способны выстреливать струю воды на сотню-полторы метров. Помимо этого, буксир оборудован системой водяных завес — соплами, распыляющими воду в виде облака капель вокруг самого судна, чтобы можно было ближе подойти к очагам огня.

Система внешнего пожаротушения может также работать в качестве пожарного насоса: на палубе возле кормового битенга расположены две магистрали, к которым при необходимости можно подключить восемь пожарных рукавов.

Статья «Короли гаваней» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2013).