Полеты Boeing 787 Dreamliner возобновятся в ближайшие дни.

Boeing 787 Dreamliner
Результаты тестирования батарей, в котором умышленно провоцировался их отказ

Как известно, эксплуатация самолетов Boeing 787 Dreamliner была приостановлена на длительное время из за проблем с литий-ионными аккумуляторными батареями. После нескольких случаев возгорания этих батарей Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) запретило полеты 787-х до устранения обнаруженных недостатков.

В прошедшую пятницу FAA сертифицировало технические решения Boeing, направленные на устранение данной неисправности, и в ближайшее время полеты «самолета мечты» возобновятся.

Несмотря на то что поначалу производитель утверждал, что проблема батарей Boeing 787 является несущественной, в январе FAA впервые с 1979 года приняло решение о приостановке полетов всего парка самолетов определенной марки. Как сообщается, компания Boeing затратила на решение этой проблемы 300 000 человеко-часов труда инженерного персонала и сотрудников лабораторий.

В отличие от самолетов традиционных конструкций, Boeing 787 имеет сверхмощную систему электроснабжения, от которой получают энергию и гидравлические системы, и система вентиляции и кондиционирования. Аккумуляторные батареи используются в системе электроснабжения в качестве резервного источника питания при наземной эксплуатации самолета, но, в случае возникновения аварийной ситуации, могут быть использованы и в полете.

Как оказалось, батареи старой конструкции были склонны к тепловому разгону — явлению, при котором происходит неконтролируемый рост температуры одного или нескольких элементов батареи, что может привести к их разрушению, прорыву их огнеопасного содержимого, повреждению соседних элементов, и, в конечном счете, к пожару.

Boeing работал над решением проблемы в трех направлениях. Во‑первых, доработан технологический процесс производства батарей с целью предотвращения прорыва элементов при повышении температуры. Пересмотрена процедура контроля качества изготовленных батарей. Внесены изменения в конструкцию батареи, позволившие уменьшить диапазон рабочих напряжений с целью уменьшения тепловыделения. Во‑вторых, усовершенствована система зарядки, что должно предотвратить перезаряд. И, наконец, разработана новая конструкция батарейного отсека, способная защитить самолетное оборудование, если отказ батареи все-таки произойдет.

Чтобы убедить FAA в безопасности новых батарей, Boeing провел экстремальное тестирование, в котором умышленно провоцировался отказ батареи. Батареи старой конструкции выдерживали около одного часа условий этого теста, а когда они отказывали, то отказывали по‑крупному. Все элементы теряли герметичность, в корпусе образовывалась брешь, возникало пламя, а температура повышалась до 300 °C.

Новые батареи ни разу не добрались до таких температур, а при отказе нарушалась герметичность лишь двух элементов без возникновения пожара.

Модернизация самолетов будет произведена в местах их дислокации, и все «Дримлайнеры» скоро получат новые батареи. Работы по замене батарей с последующим тестированием на каждом самолете займут по пять рабочих дней.

Причина случившихся отказов до сих пор окончательно неясна, но новые аккумуляторы, несомненно, лишены недостатков старых. Тем не менее, есть сведения, что компания Airbus, конкурент Boeing, отказалась от использования литий-ионных батарей в разрабатываемых ей самолетах.

По сообщению Geek.com