О проекте «Титаник II» можно смело снимать кино, в котором главный герой, эксцентричный миллиардер из Австралии, своим авантюрным имиджем напоминает Остапа Бендера, а искусная копия легендарного «Титаника», которую (пока в виде проекта) невооруженным глазом не отличишь от оригинала, производится… Где бы вы думали? В Китае!

Дэниел Клисторнер — исторический консультант проекта «Титаник II» по интерьерам «К моменту постройки «Титаника» каюты океанских лайнеров давно опередили номера лучших отелей по комфорту и качеству отделки. И если каюты третьего класса оставались спартанскими, то второй класс в плане роскоши уже многократно превосходил лучшие гостиничные апартаменты».
Стив Холл-исторический консультант проекта «Титаник II» по экстерьеру «До наших дней не дошли чертежи спасательных шлюпок «Титаника». Вполне возможно, их и не было вовсе: в те времена шлюпки такого рода, как правило, изготавливали на глазок. Спасательным средствам тогда не уделяли много внимания, ведь лайнер считался непотопляемым».
Клайв Палмер-владелец компании «Блю стар лайн», автор проекта «Титаник II» «Мы хотели бы отдать дань уважения инженерам и художникам, создавшим грандиозный и величественный «Титаник». Ведь вследствие недолгой жизни лайнера их работа так и не была оценена по достоинству».
Руль «Титаника представлял собой гигантское железное перо размером 24 х 4,65 м. Оно весило более сотни тонн, и для управления им требовались два специальных паровых двигателя. Один из двигателей всегда был резервным, а на случай отказа обеих машин на судне имелись рулевые кабестаны. Декоративный руль «Титаника II» будет едва касаться воды.

В последнее десятилетие Голливуд надежно встал на рельсы ремейков и сиквелов. В нынешнем году ожидается выход 31-го продолжения ранее успешных кинокартин и 17 новых версий нестареющей классики. Режиссеры и продюсеры твердо знают: зрителю может понравиться или не понравиться их фильм, но он обязательно купит билет в кино, чтобы вновь увидеться со старыми знакомыми героями. По сути, беспроигрышный вариант.

Австралийский миллиардер Клайв Палмер решил перенести успешную киношную концепцию в реальную жизнь и уже в 2016 году явить миру современную копию знаменитого «Титаника». Самопровозглашенный «король ремейков» от промышленности, сколотивший состояние на добыче железной руды, известен своими безумными проектами.

В частности, он хотел населить гольф-поле собственного отеля Palmer Coolum Resort, на котором, между прочим, проводится престижнейший турнир австралийского чемпионата по гольфу с вековой историей… гигантскими механическими динозаврами. Или возродить цельнометаллические цеппелины для коммерческого использования. К сожалению или к счастью, ни одно из его эксцентричных начинаний пока что не увенчалось успехом.

А еще Палмер жаловался, что лично Барак Обама, Фонд Рокфеллера, ЦРУ и «Гринпис» сообща плетут интриги, чтобы помешать его австралийскому бизнесу. А затем объявил о своем намерении баллотироваться в парламент сразу после пресс-конференции о закладке «Титаника II».

Несмотря на все вышесказанное, «Титаник II» — вполне серьезный проект, над которым Палмер работает с несвойственной самому себе последовательностью. Летом прошлого года за разработку судна взялась финская компания Deltamarin, в портфолио которой ни много ни мало крупнейший пассажирский лайнер в мире — «Оазис морей».

Осенью к проекту подключилась сильнейшая команда консультантов. Историческим консультантом по внешнему облику «Титаника II» стал Стив Холл, а за аутентичность интерьеров судна согласился отвечать Дэниел Клисторнер. Стив и Дэниел известны как соавторы одной из самых авторитетных книг о «Титанике» — Titanic: The Ship Magnificent. Исследованию знаменитого парохода они посвятили практически всю свою жизнь.

В «худсовет» нового «Титаника» также вошла Хелен Бензиджер, внучка знаменитой Молли Браун. «Непотопляемая Молли» прославилась тем, что не только спаслась при крушении «Титаника» в 1912 году, но и убедила команду спасательной шлюпки № 6 вернуться на место катастрофы, чтобы искать выживших в ледяной океанской воде. О Молли сняли фильм и поставили мюзикл, а ее внучка Хелен посвятила свою жизнь изучению биографии своей знаменитой бабушки.

Наконец, к команде присоединился Терри Исмей, потомок самого Джозефа Брюса Исмея, главы компании «Уайт Стар Лайн», построившей «Титаник». Дж.Б. Исмей до конца жизни подвергался общественному порицанию за то, что оказался в числе 706 выживших (против 1502 погибших) в катастрофе, вместо того чтобы пойти на дно со своим детищем.

Клайв Палмер уже подписал контракт на строительство «Титаника II» с крупнейшей китайской верфью «Цзыньлин». Основанная в 1952 году близ города Цзянсу верфь производит крупные танкеры, баржи, контейнеровозы, плавучие доки и другие суда промышленного назначения. Однако «Титаник II» должен стать для «Цзыньлин» первым пассажирским лайнером в истории.

Салон под дерево

«Титаник» был настоящим единоличником и не хотел ни с кем делиться своей славой. Его гибель лишила потомков каких-либо шансов построить точную копию легендарного лайнера. Трагедия, унесшая жизни полутора тысяч человек, вызвала колоссальный общественный резонанс во всем мире.

Результатом стало принятие в 1914 году Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS), которая (в современной редакции) по сей день служит главным регулирующим документом по постройке, оборудованию и эксплуатации пассажирских судов.

В частности, SOLAS запрещает использовать для отделки судов массив дерева как пожароопасный материал. Так что даже с точки зрения отделки интерьеров «Титаник II» будет не столько копией, сколько стилизацией под оригинал. Впрочем, только истинный эксперт сможет заметить разницу. В отделке будет использоваться высококачественный деревянный шпон.

Авторы проекта обещают сохранить планировку оригинала на шести верхних палубах. На настоящем «Титанике» действовало разделение кают на три класса. Общественные места были расположены таким образом, чтобы пассажиры разных классов не встречались друг с другом.

Еще бы, ведь первым классом путешествовали такие люди, как Джон Джэкоб Астор IV, который на тот момент считался богатейшим человеком в мире. А в третьем классе ютились эмигранты, надеявшиеся начать новую жизнь сразу по окончании путешествия из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Новый «Титаник II» будет демократичнее.

Пассажиры второго и третьего классов смогут сходить в первый класс на экскурсию. А там будет на что посмотреть: как и на оригинальном судне, сильным мира сего будут доступны турецкие бани, спортивный зал с любовно воссозданными деревянными тренажерами начала прошлого века, сквош-корт, библиотеки, курительные комнаты и знаменитый плавательный бассейн.

Кроме того, на верхней палубе сохранится святая святых «Титаника» — каюта капитана Эдварда Смита, штурманская рубка и каюта «Маркони», из которой 15 апреля 1912 года в 00:15 с помощью 1,5-киловаттного искрового телеграфа был передан первый сигнал бедствия с исполина.

Тем не менее современное двигательное и инженерное оборудование позволяет высвободить на судне куда больше места для пассажиров и развлекательной инфраструктуры. К тому же сегодняшние пассажиры уже привыкли к принципиально иному уровню комфорта, нежели тот, что был доступен сто лет назад. При схожей с оригинальным «Титаником» пассажировместимости (2435 пассажиров и 900 членов экипажа) новое судно предложит им больше личного пространства и развлечений.

Чтобы не сталкиваться напрямую с вопросом о степени аутентичности жилых помещений, разработчики пока что указывают, что окончательная конфигурация кают еще не утверждена. По всей вероятности, каюты всех трех классов станут просторнее и приобретут собственные санузлы.

На месте выхлопных коллекторов оригинального «Титаника» появятся дополнительные аварийные лестницы. В самих трубах разместятся генераторы бутафорского дыма. В первых двух трубах появятся смотровые площадки. В плане развлечений «Титаник II» предпочтет соответствовать требованиям времени, а не исторической достоверности. На борту появится театр на 400 зрителей, казино, бизнес-центр.

Профиль и фас

Взглянув на чертежи старого и нового «Титаника» в профиль, поначалу трудно найти хоть какие-то отличия. Разработчикам «Блю Стар Лайн» (именно так по аналогии с «Уайт Стар Лайн» Палмер назвал свою компанию) удалось на удивление точно повторить очертания знаменитого лайнера. Длина судна составляет 269 м, всего на 8 см больше оригинала.

Присмотревшись, мы все-таки увидим некоторую разницу. Ватерлиния у копии ниже, чем у оригинала. Осадка «Титаника II» составляет всего 7,5 м против 10,5 у прототипа. Верхняя «шлюпочная» палуба новичка поднимается над морем на 5,5 м выше, чем у предшественника. Объясняется это соображениями безопасности. Верхние пять палуб «Титаника», обозначавшиеся латинскими буквами от A до D сверху вниз, действительно воссозданы точно, насколько это возможно.

Однако между палубами D и C появилась дополнительная палуба безопасности. На ней расположились 16 современных спасательных шлюпок на 150 человек и два плота на 400 человек, способные вместить всех пассажиров и команду. Дополнительную палубу пришлось вводить из-за директивы SOLAS, устанавливающей максимальную высоту спасательных шлюпок над ватерлинией не более 15 м.

Разработчикам удалось на удивление деликатно вписать в образ судна дополнительную палубу, не нарушив его исторических очертаний. Для этого они опустили палубы от D и ниже на 2,8 м, удалив так называемый орлоп-дек — самую нижнюю палубу, на которой у старых пароходов располагались бойлеры. Разумеется, декоративные реплики тех самых злополучных шлюпок, которые в 1912 году сумели спасти всего треть пассажиров и членов экипажа «Титаника», будут размещены на шлюпочной палубе на высоте 24 м от ватерлинии.

Стремительность и утонченность корпусу «Титаника» придавала кривизна борта. Из технологических соображений создатели «Титаника II» решили отказаться от этого изыска, однако это почти незаметно невооруженному глазу: кривизна борта вполне успешно имитируется надстройками на палубе C.

Однако новый «Титаник» похож на старый только в профиль. Он заметно шире прототипа (32,2 м против 28,19) и дает меньшую осадку за счет более плоского днища и меньшего водоизмещения (35 500 т против 52 310). Такая форма позволяет судну меньше крениться на волнах. Избежать морской болезни пассажирам помогут и автоматические стабилизаторы (как на подводной лодке) с компьютерным управлением.

Кроме того, более плоское днище снижает гидродинамическое сопротивление лайнера, делая его более экономичным. По схожим причинам на «Титанике II» появился носовой бульб — непременный атрибут любого современного судна. Разумеется, корпус реплики будет сварным, а не клепаным, как раньше.

Адская кухня

Вдумайтесь в эти цифры: пар для двигателей «Титаника» готовился в 29 котлах. Каждый из них имел 4,8 м в диаметре и 6,1 в длину, весил 91,5 т и вмещал до 48,5 т воды. Внутри котлов располагалось 159 топок, в каждую из которых 176 кочегаров постоянно подбрасывали уголь из почти 8000-тонных запасов. 100 т прогоревшей сажи из топок ежедневно выбрасывалось в море.

Пар поступал в два исполинских четырехцилиндровых паровых двигателя тройного расширения (сначала попадал в один цилиндр, из него в следующий, большей площади, и т. д.).

Каждый двигатель весил 720 т, выдавал на гора 15000 л.с. и имел прямой привод на гигантский гребной винт диаметром 7,2 м. Растерявший давление пар из двигателей попадал в паровую турбину низкого давления (16 000 л.с.), которая приводила 5-метровый центральный винт.

Что нужно современному лайнеру, чтобы прийти в движение?

Всего-то четыре дизель-генератора Wartsila 46F. Два из них — 8-цилиндровые массой «всего» 124 т каждый, и два — 12-цилиндровые по 173 т. Все вместе двигатели выдают мощность в 48 000 кВт, или 65 000 л.с.

В движение «Титаник II» будут приводить две управляемые электродвигательные установки Azipod. Дополнительный гребной винт будет установлен в носовой части лайнера для удобства маневрирования в порту.

Взгляните на схему: современные дизель-генераторы намного меньше, чем исполинские паровые двигатели «Титаника». Там, где были бесчисленные котлы, выхлопные трубы, запасы угля, исполинские приводные валы, теперь — пустое место. Точнее, свободное пространство, которое можно использовать.

К примеру, на нижних технических палубах «Титаника II» расположатся мощные кондиционеры. Котельные будут готовить не только горячую воду, но и пар для системы отопления. Отоплением снабдят все каюты, а апартаменты первого класса получат дополнительные электрические нагреватели.

Освободившееся пространство позволит команде расположиться с комфортом — не на трехэтажных койках, как раньше, а в удобных каютах. Здесь разместятся прачечные, химчистки, мастерские, будет больше места для хранения провизии и багажа. А в одном из отсеков, где ранее располагались котлы, Клайв Палмер обещал устроить музей своего родного штата Квинсленда.

Сделано в Китае

Сравнение «Титаника II» с его знаменитым прототипом подарило нам отличную возможность понаблюдать за тем, как изменилась техника, а вместе с ней жизнь и привычки людей за последние сто лет. Пассажиру из нашего времени на легендарном «Титанике» было бы тесно и скучно, возможно, жарко и, скорее всего, страшно. Поэтому ответ на вопрос, будет ли «Титаник II» точной копией своего прототипа, — однозначное нет.

А будет ли «Титаник II» в принципе, нам еще только предстоит узнать. В пользу вероятного успеха предприятия красноречиво говорит тот факт, что готовность заказать билеты на еще не существующий лайнер уже выразили около 40 000 человек. Да и каких-либо технических сложностей в данном проекте не наблюдается.

И все же есть некоторые подводные камни. Как было сказано выше, китайская верфь «Цзыньлин» никогда не строила крупных пассажирских судов. У нее нет сухого дока, и построенные суда спускаются на воду способом боковой накатки с 200-метрового наклонного стапеля. Если все пойдет по плану, «Титаник II» должен стать крупнейшим в мире судном (и с большим отрывом), спущенным на воду способом боковой накатки. Это потребует строительства дополнительных сооружений на верфи.

Статья «Титаник: сделано в Китае» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2013).