Самолеты компании Lufthansa примут участие в испытаниях нового покрытия, снижающего аэродинамическое сопротивление.

Акулья кожа под электронным микроскопом

Акулья кожа привлекла внимание ученых еще тридцать лет назад: её чешуйки предотвращают образование крошечных вихрей, которые обычно возникают у поверхности при движении с высокой скоростью и увеличивают гидродинамическое сопротивление. Материалы, имитирующие такую поверхность, получили широкое распространение в различных областях: от воздухоплавания и космонавтики до спортивного снаряжения. Купальники из «акульей кожи» даже попали под запрет как «нечестные»: облаченные в них пловцы непринужденно били один рекорд за другим.

Ученые из Института Фраунгофера (Германия) ранее испытывали подобное покрытие для самолетов, но материал, представлявший собой полимерную пленку, необходимо было менять каждые пять лет, он не переносил окрашивания и плохо наносился на изогнутые поверхности. Теперь исследователи разработали несложную и довольно дешевую технологию тиснения «чешуек» прямо на краске, которой покрывается авиалайнер.

Нанеся такое тиснение на 40−70% поверхности самолета, можно сэкономить около 1% топлива. Покрытию предстоит продемонстрировать свою долговечность и другие эксплуатационные качества на двух Airbus A340−300 авиакомпании Lufthansa.

Самолеты Airbus уже участвуют в испытаниях недавно разработанного покрытия, имитирующего водоотталкивающую структуру цветков лотоса и предназначенного для борьбы с оледенением.

По сообщению PhysOrg