Бригада роботов самостоятельно очистит целый самолет от старой краски. Людям присутствовать не рекомендуется.

Робот-прототип
Бригада за работой (пока что лишь на компьютерной модели)

Каждый, кому доводилось отскабливать слой старой краски со стены, знает, что занятие это тяжелое, грязное и унылое. А представьте, что вам надо «ободрать» целый самолет с его огромными крыльями и фюзеляжем, со специальной особо прочной краской? Ведь такая операция время от времени требуется каждому самолету. Впрочем, вскоре ее возьмут на себя роботы.

Прототипы таких аппаратов, удаляющих краску не скребком, а лазером, уже созданы и проходят испытания на базе американских ВВС Хиллз в штате Юта. Они разработаны в рамках специальной программы мер, направленных на сокращение расходов, снижение опасности труда и давления на окружающую среду в ходе окраски военных самолетов. В настоящее время собирается и полноценная бригада из шести автоматов, способных работать в команде.

Каждый из них представляет собой независимую подвижную платформу, на которую установлена большая «рука"-манипулятор с гидравлическими приводами. Каждая из них несет набор сенсоров, позволяющих манипулятору ровно двигаться над сложной поверхностью фюзеляжа и с подходящего расстояния обрабатывать ее лазерным лучом, который слой за слоем снимает краску. Датчики также позволяют параллельно оценивать состояние фюзеляжа и не повреждать его при удалении краски — а тем временем система НЕРА, действуя на манер пылесоса, собирает падающий мусор.

Конкретный состав бригады определяется самим самолетом. Для истребителя достаточно двух роботов, для военно-транспортного самолета — четырех. Для каждого перед началом работы точно определяется свой участок и точная траектория движений, не затрагивающая участков, которые не нуждаются в обработке. Впрочем, по мере продвижения дела эти параметры могут гибко меняться.

Это позволяет не только быстрее проводить всю процедуру, но и почти полностью исключить из нее участие людей, для здоровья которых эта операция представляет изрядный риск. И если испытания системы пройдут успешно, авторы обещают доработать ее так, чтобы использовать и на следующем сложном этапе — собственно, покраске.

По пресс-релизу Carnegie Mellon University